Содержание
-
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Презентация по философии на тему:«Вненаучная форма познания: ЗА и ПРОТИВ» Выполнила студентка ИЭФ, гр. МГ-122Папеж И.Ю.Научный руководитель канд. филос. наук, доц. Пастушкова О.В. Воронеж, 2014
-
Цитата, характеризующая тему исследования.
Естествознание и техника забыли свое происхождение: они магического происхождения. Естественные науки с их прикладной практикой, подобно магии, жаждут власти над природой. Современная наука, подобно магии, жаждет добыть философский камень и приготовлять золото, добыть жизненный эликсир и продлить им жизнь и многое-многое другое. Корыстную жажду овладения природой и добытия из нее того, что даст силу человеку, современная наука получила в наследство от темной магии” Бердяев Н.А. Философия свободы
-
Основные понятия
Вненаучное знание - формы знания, которые не укладываются в критерии научности: обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое, мифологическое и др. К вненаучному знанию относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистику и эзотерику, так назывыемые «оккультные науки». Ист. Ойзерман Т.И. Философия как единство научного и вненаучного познания Познание Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. П. законов природы. Диалектический метод познания. Теория познания (раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания, отношения знания к действительности). 2. Совокупность знаний в какой-н. области. Ист. Толковый словарь Ожегова Познание а) в низшем, плотском смысле означает естественное половое соединение между мужчиной и женщиной б) в высшем, духовном смысле — соединение с Духом Божиим Ист. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод
-
Актуальность темы исследования
Интерес к вненаучным формам познания актуален не только для России, но и в глобальном масштабе. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу высветил односторонность и недостаточность только научно ориентированного познания. Глобальные проблемы современности говорят о необходимости дополнения рационального познания, как минимум, нравственным познанием. Ускоряющаяся динамика бытия человечества актуализировала проблемы доверия, симпатии, чести, дружбы в области экономических, политических, национальных и других отношений. Необходимость дополнения научных форм знания донаучными и вненаучными стала очевидной. Интерес к формам оккультного, паранормального и медитативного познания — явление не случайное. Оно обусловлено и ломкой общественных отношений, и духовным кризисом в нашей стране, ощущением тупика в развитии новоевропейской цивилизации, обострением глобальных проблем современности и неспособностью человечества их оптимально решать.
-
Степень разработанности проблемы
Проблема знания и веры неоднократно заявляла о себе в истории
-
Степень разработанности проблемы в современности
-
Объект исследования
Наука не должна “делать вид”, что других форм постижения бытия, кроме ею обозначенных, быть не может в принципе. Это наносит вред и самой науке, лишая ее части объектов изучения; это вредит познанию и практике, так как создание искусственных перегородок существенно снижает эффективность познавательной деятельности. К чудесам можно относиться трояко: верить, отвергать, изучать. Научное познание, вероятно, должно идти по третьему пути — пути изучения.
-
Предмет исследования
Предмет исследования составляет ту часть объекта познания, где рассматриваются вопросы о привлекательности вненаучных форм познания, сходства и отличительные особенности на примере одной из оккультных наук – «магии».
-
Цель и задачи исследования
Установить различия между терминами научное и вненаучное познание; Рассмотреть природу вненаучных форм познания на примере одной из них (магия); Оцененить необходимость использования в обыденной жизни знаний на «околонаучные» темы Выяснить проблемы, повлекшие за собой новый этап развития интересов к вненаучным познаниям; Сделать выводы по результатам проведенного исследования на предмет: вненаучное познание – за или против.
-
Положения, выносимые на защиту
Чем выше роль науки в жизни общества, тем меньше внимания получает так называемое вненаучное познание. Оно проходит по реестру как неразвитое, поверхностное, а подчас и ложное познание. Но человечество в своем развитии упрямо демонстрирует, что наука может многое, но далеко не все, что человеческая цивилизация развивается не только на базе научного знания, но и на основе обыденного познания, этического и эстетического, правового и политического, религиозного и философского видения мира. В «зеркале» этих форм освоения мир отражается далеко не так, как с позиции науки. Налицо как бы две проекции действительности. И каждая из них необходима людям на своем месте и в свое время, а посему нужно вести речь не о противопоставлении научного и вненаучного познания, а об их дополнительности с учетом принципа конкретности познания.
-
Все формы сознания имеют нечто общее и свое особенное, что позволяет поставить вопрос и выявить общее и особенное в характеристике научного и вненаучного познания. Все формы освоения мира обусловлены единым гносеологическим отношением в системе «субъект-объект», но каждая имеет свой предмет отражения, свои формы и способы познания. все формы освоения мира ориентированы на получение знания Результаты вненаучного и научного познания обеспечиваются на базе единства чувственных, рациональных и иррациональных структур, их взаимовлияния и взаимопроникновения. Можно говорить только о доминанте этого единства в каждом конкретном случае. Вненаучноеи научное познание различаются по методологии. Научное ориентировано подчас на чувственный и рациональный уровень освоения объективной реальности. Что касается вненаучного познания, то его ориентация выходит за пределы объективной реальности. Научное познание «работает» на общество, вненаучное — замыкается на сущностные силы человека, претендует быть руководством к действию в тех или иных проблемных ситуациях. И наконец, результаты вненаучного и научного познания равнозначимы для человека. Человек нуждается в истинах науки, знании добра, справедливости, свободы, красоты, гармонии и т. д. Таким образом, нет основания для утверждения абсолютной ценности одной из форм освоения мира, а есть необходимость выявить грани соприкосновения, реализовать в полной мере принцип дополнительности, исключив альтернативу: научное или вненаучное.
-
Текст культуры
В период до изобретения «супрематизма» (термин Малевича) он исповедовал «алогизм», попытку выйти за границы здравого смысла, исповедовал «борьбу с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудком». Его зов был услышан, и квадрат предстал перед ним и вобрал его в себя. Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат.
-
Выводы
Чем выше становилась роль науки в жизни общества, тем меньше внимания получали ненаучные формы освоения действительности. Часто эти знания трактуются не просто как неразвитые, поверхностные, а как недостоверные, даже ложные. Последние столетия показали, что наука может понять многие тайны природы, общества и человеческого духа. Её достижения очевидны и несомненны. Однако человечество развивается не только на базе научного знания, но и на основе обыденного, мифологического, религиозного, художественного сознания. Те аспекты, которые отражаются в этих формах освоения мира, не всегда исчерпываются научным познанием, а порой даже принципиально ему недоступны. Милосердие и любовь, вдохновенье и горе вряд ли возможно изложить в виде строгих научных формул. Научная и ненаучная формы познания дополняют общую картину мироустройства, и каждая по-своему нужна и полезна человеку. Задача состоит не в том, чтобы развести все виды познания в разные стороны, а в том, чтобы объединить их в единую познавательную систему.
-
Литература
1. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Высш. школа, 1998.-287с. 2. ЕрахтинА.В. Концепции современного естествознания: Метод. Материалы для самостоят. Работы. – Иваново, 2006 3. КохановскийВ.Б., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фахти Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. – Ростовн/Д: Феникс, 2004, 608 с. 4. Мартынов М.И. Философия: вопросы и ответы /Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Киселева С.А. – Изд. 2-ое, стер. – Мн.: «ТетраСистемс», 2002. – 272 с. 5. Наука: возможности и границы (Отв. Ред. Е.А. Мамчур). – М.: Наука, 2003, 293 6. ХолтонДж. Что такое антинаука // Вопросы философии. 1992. № 2. 7. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2006, 736 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.