Содержание
-
Философия Античности
Периодизация: 1) становление (6-5 вв. до н.э.); 2) классическая греческая философия (5-4 вв до н.э.); 3) эллинистически-римская (конец 4в. до н.э. – 6 в .н.э.).
-
Ранняя греческая философия
- натурфилософия; - поиски первоначала – архэ; - космоцентризм. Первая философская школа – Милетская Первый философ – Фалес (640 – 545 г. до н.э.)
-
Милетская школа Анаксимандр (ок. 610— 546 гг. до н.э.) ученик Фалеса Первоначало апейрон. (нечто беспредельное, бесконечное, вечное, не сводится к конкретным веществам) Анаксимен (ок. 588-525 гг. до н.э.) ученик Анаксимандра Первоначало – воздух.
-
Гераклит Эфесский (ок. 520 - ок.460гг. до н.э.)
-
Первоначало – огонь, он же Логос. Родоначальник диалектики. Платон: «Гераклит говорит где-то, что все движется и ничто не остается на месте, и, образно сравнивая сущее с течением реки, говорит, что дважды нельзя войти в одну и ту же реку». «Борьба — отец всего и царь над всем». «Борьба всеобща и все рождается благодаря борьбе и по необходимости» Гераклит Эфесский (ок. 520 - ок.460гг. до н.э.)
-
Элейская школа Ксенофан(ок. 565—473 гг. до н.э.) Первоначало – земля. «…если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать произведения (искусства), подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей». Бог единый, он не похож на человека, он есть мышление. Парменид(504/501 до н.э. - ?) Поставил проблему бытия. Бытие тождественно мышлению. Непротиворечивость – свойство бытия и мышления. Бытие едино, неделимо, неподвижно.
-
Элейская школа Зенон (ок. 490—430 гг. до н.э.) ученик Парменида Сформулировал апории: «Дихотомия» «Стрела» «Ахиллес и черепаха» «Стадион»
-
Атомизм Левкипп Демокрит (ок. 460г. – 370г.) Все состоит из атомов. Есть бесконечное число их форм. Атомы движутся в пустоте. Левкипп: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости» Случайность – то, причин чего мы не знаем. Детерминизм
-
Софисты
Протагор (ок. 480–410 до н.э.) Горгий(ок. 480–380 до н.э.) и др. Протагор: «Человек есть мера всех вещей: существующих - что они существуют, несуществующих - что они не существуют». Софизмы Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.
-
Сократ (470—399 гг. до н.э.)
-
Выступал против софистов. Особый метод – майевтика. «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.» Знание – это способность дать определение. Этический рационализм: добродетель – это знание блага.
-
Платон (427—347 гг. до н.э.)
А.Уайтхед: «Вся европейская философия есть не что иное, как серия примечаний к диалогам Платона». Объективный идеализм: мир идей (эйдосов) и мир вещей.
-
Объективный идеализм: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Мир идей – совершенный оригинал, а мир вещей – несовершенная копия. Идеи иерархически упорядочены.
-
Гносеология: познание – это припоминание уже виденного. Образ души как колесницы
-
Аристотель (384—322 гг. до н.э.)
«Великий систематизатор» Предложил первую классификацию наук
-
Метафизика «Платон мне друг, но истина дороже!» Учение о материи и форме Платон: идея и вещь Аристотель: материя и форма
-
Метафизика Виды причин:
-
Логика Законы логики A ≡ A Закон тождества Логические выводынадёжны лишь при условии,что все понятия (термины)в пределах рассужденияимеют один и тот же смысл. Закон (запрета) противоречия Закон исключенного третьего ~[A Λ (~A)] A V(~A) Не могут бытьодновременно истиннымидва противоположныхвысказывания ободном и том же предмете. Из двухпротивоположныхвысказываний ободном и том же предметеодно непременно истинно.
-
Этика и политика – самостоятельно!
-
Эллинистические школы
-
Основные черты философии периода: - на первый план выходит этика; - особая значимость проблемы свободы и ее достижения; - понимание цели философии как обретения счастья; - снижение теоретического уровня. В определенном смысле – возвращение к досократикам.
-
1. Эпикурейство Эпикур (342/ 341—270/271 гг. до н.э.) Атомизм В отличие от Демокрита: атомы могут самопроизвольно отклоняться (т.е. допускает случайность). Цель жизни – счастье. Человек стремится к наслаждению, а наслаждение – это отсутствие страданий. Не нужно бояться богов, т.к. они бессмертны, блаженны и не вмешиваются в дела людей. Не нужно бояться смерти:«Смерть не имеет к нам никакого отношения: «Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».
-
2. Кинизм Основатель – Антисфен (444—368 гг. до н.э.) Самый известный – Диоген Синопский (400—323 гг. до н.э.) Цель жизни – счастье. Для него нужна свобода, независимость, а чтобы быть свободным, нужно уметь довольствоваться малым. Главное – не идеи и теории, а образ жизни. Первые космополиты.
-
3. Стоицизм Основатель - Зенон из Китиона (ок. 336—264 до н. э.) ЛуцийАнней Сенека (ок. 4—65) Мир рождается в мировом пожаре и сгорает в нем (цикличность). В основе мира лежит т.н.«творческий огонь», он же Бог, он же Логос. Детерминизм, фатализм. Идея судьбы: «Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет». Цель жизни – счастье. Достичь его можно через жизнь в согласии с природой и беспристрастность. Стоический мудрец. Свобода есть познанная необходимость. Автаркия — независимость от всех вещей внешнего мира или других людей. Апатия – бесстрастность, душевная невозмутимость, состояние, когда чувства не мешают деятельности разума.
-
4. Скептицизм Пиррон (360— 270 гг. до н.э.) 1. Природа вещей непостижима, у нас нет критерия истины. 2. Нужно воздерживаться от суждений. 3. Это даст возможность достичь невозмутимости и спокойствия души, т.е. атараксии. Секст Эмпирик (вторая пол. II — нач. III вв.)
-
Рафаэль «Афинская школа»
-
Рафаэль.«Афинская школа». Пифагор Гераклит Парменид Сократ Платон Аристотель Антисфен Диоген Эпикур Зенон Плотин Аверроэс Платоники Перипатетики
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.