Содержание
-
ТЕМА 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
-
ПЛАН
Особенности античной философской традиции. Досократичнскаяфилософия: проблема первоначала. Философия Милетской школы и Гераклита Проблема бытия в Элейскойшколе Философское учение Эмпедокла Античный атомизм Демокрита Классическая античная философия. Проблема человека и познания в философии софистов и Сократа Философское учение Платона Философское учение Аристотеля Философия эпохи эллинизма (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм).
-
Предпосылки формирования философии
3 Культурные: развитие греческой цивилизации в эпоху Гомера (XI-IX в. до н.э.) и великой колонизации (VIII-VI в. до н.э.); начала наук (математики, астрономии, технознания и др); контакты с другими культурами средиземноморья; Социальные: появление аристократии; формирование полисной организации ; появление демократической формы правления
-
гражданская идентичность: быть гражданином города не просто почетно,это значит быть человеком публичность, необходимость участия в общественных делах (иногда даже за собственные средства) и событиях на агоре состязательность (агональность), дух соревнования плюрализм мнений в условиях демократии ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ ГРАЖДАН ПОЛИСА
-
Этапы развития античной философии
5 досократический этап (VII-VI в. до н.э.) : преобладают рассуждения о природе; проблема первоначала, бытия, движения; Классический этап (V-IV в. до н.э.): появляются оригинальные философские системы; эпоха Сократа, Платона, Аристотеля; Эпоха эллинизма(III-I в. до н.э.): интерес к духовно-нравственным проблемам личности; стоицизм, эпикуреизм, скептицизм;
-
Основные категориидревнегреческой натурфилософии
6 КОСМОС– гармоничный и прекрасный окружающий мир; «порядок», «лад»; ФЮСИС– «рост», «самопроизростание сущего», природа; в ней действуют естественные, невидимые человеку силы; ЛОГОС– разумное слово, в котором выражается истина; АРХЭ – Первоначало, первопричина
-
Досократическая натурфилософия
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (г.Милет) – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Алкмеон… ГЕРАКЛИТ (г.Эфес) ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ (Пифагор и его последователи)
-
ФАЛЕС(ок. 625-547 до н.э.)
8 Первый философ. Жил в полисе Милет, который находится в Ионике (в Малой Азии на территории современной Турции). Основатель первой философской школы. Занимался математикой, астрономией и метеорологией. Строил инженерные сооружения. Один из семи легендарных мудрецов Греции (вместе с Биантом, Питтаком, Клеобулом и др.).
-
9
-
АНАКСИМЕН (2-я пол. VI в. до н.э.)
10 Последний представитель милетской школы. Считал, что происхождение мира напоминает валяние шерсти, только материалом служит воздух. Земля похожа на плоский стол и удерживается в центре мира воздухом. Звезды «вбиты» в твердое небо подобно гвоздям.
-
Гераклит (ок. 544– 483 гг. до н.э., г.Эфес)
Первооснова всего – огонь: «Мир есть вечный огонь, мерами возгорающийся и мерами погасающий…» Осмысливает проблему движения как способа существования всего сущего: «Все течет , все изменяется» и «Нельзя дважды войти в одну и ту же воду»
-
Пифагорейский союз
В основе Вселенной число, которое является мистической сущностью - неизменной и вечной Вопрос о первоначале должен решаться не исходя из материальных элементов, а исходя из структур, форм, математических соотношений: вещи исчезают, а формы и математические константы неизменны. Математика приобретает мистический характер, и устройство Вселенной понимается здесь как «музыка чисел».
-
άρχήмнения философов
13
-
Досократическая философия
Школа элеатов (Парменид, Зенон) Атомистика: от Анаксагора к Демокриту Эмпедокл
-
Школа элеатов: Ксенофан, Парменид, Зенон
Бытие - истинно сущее, настоящее, неизменное, единое, неделимое, истинное, познаваемое только с помощью мышления. Небытие – противоположность: непостоянство и переменчивость. Мир с его постоянным движением и изменением, переменчивостью - только кажущийся феномен, который человек принимает за истинную реальность. «Бытие есть, а небытия нет»: Непостоянство и переменчивость небытия постигается органами чувств. Неподвижность и целостность бытия познается только разумом.
-
АПОРИИ ЗЕНОНА
Апория – букв. затруднительное, безвыходное положение, вопрос , заводящий в тупик. Апории: «стрела», «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия». бытие едино и неподвижно, а множественность и движение, присущие небытию, не могут быть мыслимы без противоречия.
-
УЧЕНИЕ АТОМИСТИКИ /ДЕМОКРИТИстоки - Анаксагор («семена вещей» и ими управляющая сила – «нус»), Левкипп.
Демокрит: материя состоит из «атомов» («неделимых»), которые несотворимы, неуничтожимы и неизменны. атомы разделены пустотой, их нельзя видеть – только мыслить атомы различаются по форме и величине, двигаясь в пустоте, они сцепляются между собой в силу различных форм и образуют «все то, что есть и что мы видим» распад атомов ведет к гибели тел причиной всего сущего объявляется беспорядочное движение и столкновение атомов: движение присуще атомам в естественном состоянии, бесконечное множество атомов постоянно движется в бесконечной пустоте.
-
ЭМПЕДОКЛ (490 – 430 гг. до н.э.)
В основе строения Вселенной четыре неизменные стихии – огонь, вода, земля воздух/эфир. Две главные силы – Любовь (Филия) и Вражда (Нейкос) обеспечивают постоянное движение развитие мира. Сила любви притягивает элементы мироздания, сближает и созидает. Сила вражды разъединяет, обособляет и разрушает
-
ЭМПЕДОКЛ
Развитие мира циклично, каждый цикл (период) господствует одна из сил, управляя мирозданием («То любовью соединяется все воедино, то, напротив, Враждою ненависти все несется в разные стороны») Развитие мира: от бескачественного шара к многоообразию форм жизни .
-
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОСТИ
СОФИСТЫ (Протагор, Горгий и др.) – платные учителя мудрости «проверка на прочность» средствами логики всякого утверждения, некритически принятого мнения; стремление находить и разрешать противоречия в мышлении, не принимать ничего на веру; Сенсуализм и субъективизм; Признание относительности познания, морали, права.
-
КЛАССИКА V-IV в. до н.э.
21 СОКРАТ ПЛАТОН АРИСТОТЕЛЬ (470-390 до н.э.) (427-347 до н.э.) (384-322 до н.э.)
-
СОКРАТ(ок. 470 – 399г. До н.э.)
«Я знаю, что я ничего не знаю»
-
23 ФИЛОСОФИЯ – ЭТО ЖИВОЕ РАССУЖДЕНИЕ ФОРМА – ДИАЛОГ, БЕСЕДА ПРЕДМЕТ – духовно-нравственные проблемы человека (поиск истины, смысла жизни, образа жизни, отношение к смерти) МЕТОДЫ СОКРАТА: ИРОНИЯ –порождение сомнения у собеседников в истинности традиционных мнений; МАЙЕВТИКА – искусство повивальной бабки – наводящие вопросы, «вспоможение» в поисках истины; ДИАЛЕКТИКА – полемика, критический анализ мнений.
-
СОКРАТ
-
ПЛАТОН (427-347 до н.э.)
Аристократ, философией начинает заниматься под влиянием Сократа; Свои философские идеи излагает в диалогах – Тимей, Федон, Пир, Законы, Государство, Апология Сократа и др. (всего 23) В возрасте 40 лет основал Академию, которая просуществовала около тысячи лет
-
УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ
ДВАМИРА: мир истинного бытия, неподвижный и постоянный (мир идей), мир «становления», непостоянный и переменчивый, движущийся и обманчивый, делимый и смертный ( мир чувственный, мир к которому принадлежит человеческое смертное существование) . ИДЕИ: Идеи – праобразы всех вещей и явлений реальности Идеи вечны, неизменны, божественны, едины, познать их способен лишь человеческий разум, чувствам они не доступны Идеи, являясь высшим благом, находятся «по ту сторону» реального мира, они имеют единую сущность, суть их единства – в сопричастном (совместном) стремлении к высшему благу. ВЕЩИ И ЯВЛЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ (мира – становления) существуют только в силу их причастности идеям 26 трансцендентное
-
27 МИР ИДЕЙ СОВЕРШЕННЫЙ, ВЕЧНЫЙ, НЕИЗМЕННЫЙ, ПОДЛИННЫЙ, умопостигаемый МИР ВЕЩЕЙ НЕСОВЕРШЕННЫЙ, ВРЕМЕННЫЙ, НЕПОСТОЯННЫЙ, НЕНАСТОЯЩИЙ, чувственно воспринимаемый
-
28 ЖИЗНЬ КАК В ПЕЩЕРЕ ЖИЗНЬ КАК В ПЕЩЕРЕ Перед нами только тени – искаженные образы подлинного мира
-
Душа человека принадлежит миру идей; тело – миру становления
ТЕОРИЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ДУШ (МЕТЕМПСИХОЗ) Только самые совершенные души остаются в совершенном мире идей ПОЗНАНИЕ КАК ПРИПОМИНАНИЕ (АНАМНЕЗИС) Любой акт познания, обучения – есть процесс воспоминания
-
Теория души и теория государства
В идеальном государстве мудрецы (философы) управляют, воины – защищают, ремесленники и крестьяне – трудятся для создания материальных благ
-
31 ПЛАТОН МНЕ ДРУГ,НО ИСТИНА ДОРОЖЕ Критика теории идей Платона
-
Аристотель (384-322 до н.э.)
Ученик Платона, учитель Александра Македонского; Основал философскую школу – Ликей; Труды во многих областях знания (психология, физика, этика, основатель логики/силлогистика); систематизация знания Труды: Органон, физика, Метафизика и др. 32
-
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАНИЯ ПО АРИСТОТЕЛЮ
Теоретическое (философия, математика, физика) Практическое (этика и политика) Созидательное (искусства, ремесла, все прикладные знания) Чем более знание далеко от утилитарных целей – тем оно ценнее
-
МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ
МЕТАФИЗИКА – «то, что после физики» (Андроник Родосский, I в. до н.э.) Метафизика – первая философия Физика – вторая философия МЕТАФИЗИКА – НАУКА О НАЧАЛАХ (о сущностях, причинах, целях) Метафизика изучает «сущее само по себе», «сущее как сущее», безотносительно к его конкретным проявлениям Сущности, причины, цели постигаются только разумом, а не чувствами
-
Четыре причины всякой вещи
35
-
Причины вещи (по Аристотелю)
36 формальная – геометрическая форма вазы, внешний вид материальная – глина, из которой она изготовлена движущая – рука мастера, который ее сделал целевая – предназначение амфоры
-
УСТРОЙСТВО МИРА (ЛЕСТНИЦА БЫТИЯ)
-
ЭЛЛИНИЗМ (3 в. до н.э. – 1 в. н.э.)
У нас нет никаких возможностей для изменения общества: следовательно, нужно сосредоточиться на том, как человеку достичь личного счастья Главные проблемы философии эллинизма: индивид, счастье индивида, этика и практика жизненного поведения
-
ЭПИКУРЕИЗМ (Эпикур)
Наслаждайся, но обдуманно! Избегай страдания и получай наслаждение Нет кратковременным удовольствиям, которые могут потом привести к страданию; Стремись к тем благам, которые можешь контролировать; Избегай надуманных потребностей и страхов; Скепсис в отношении политики, гос-ва – проживи незаметно! желания естественные и необходимые Желания естественные, но не необходимые/умерять Желания неестественные и не необходимые/подавлять
-
СТОИКИ (Зенон из Китиона,Клеанф,Хрисипп,Сенека, Эпиктет…)
Судьба неотвратима, все упорядочено в мире логосом («Согласного судьбы ведут, а несогласного тащат…») У человека нет свободы действий: живи внутренним миром Цель – апатия (бесстрастие) к внешним поворотам судьбы «Не стремись к тому, чтобы происходящее происходило так, как ты того желаешь, но желай, чтобы происходящее происходило так, как оно происходит и ты будешь счастлив»
-
СКЕПТИКИ (Пиррон, Тимон, Карнеад)
Чувства – обманчивы, разум – фантазирует, каждый все воспринимает «на свой лад» и истолковывает по-своему; Отказ от суждений и безразличие ко всему; Атараксия – невозмутимое, безмятежное состояние души.
-
Античная философия(схема)
42 СЕМЬ МУДРЕЦОВ СОКРАТ АРИСТОТЕЛЬ ПЛАТОН софисты аристотелизм неоплатонизм киники киренаики мегарики стоики эпикурейцы скептики ранняя философия классика эпохаэллинизма поздняя философия
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.