Содержание
-
Аудит и контроллинг персонала организации
Девятовская И.В., к.психол.н., доцент, доцент кафедры акмеологии и менеджмента
-
Тема 7. Практическая работа аудитора по персоналу: Аудит обучения и развития персонала
Основные направления аудита обучения и развития персонала 2 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Аудит персонала – это система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы эффективности деятельности организации по управлению персоналом и регулированию социально-трудовых отношений. 3 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Кибанов А.Я.: Обучение персонала – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п. Обучение персонала – сознательно проводимая деятельность, направленная на улучшение способностей персонала, требующихся для выполнения работы в настоящее время, или для развития потенциала сотрудников, необходимого для выполнения работы в будущем (Митрофанова Е.А.). 4 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Потребности организации в обучении персонала определяются следующими факторами: устаревание знаний, имеющихся у персонала; изменения в технике и технологии, используемых в организации; изменения во внешней среде; освоение новых видов продукции; необходимость в условиях высокой конкуренции производить продукцию более высокого качества; изменения в стратегических и текущих целях и соответственно изменения в кадровой политике. 5 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Организация работы по обучению персонала
Постановка целей обучения. Определение потребности в обучении. Определение содержания, форм, методов обучения и необходимых ресурсов. Выбор или подготовка преподавателей, инструкторов, тренеров, наставников, методистов. Проведение комплекса подготовительных мероприятий (подготовка положений и инструкций, регламентирующих процесс обучения или повышения квалификации разных категорий персонала, назначение ответственных, формирование учебных групп). Проведение обучения (текущий контроль за посещаемостью, обеспечение бесперебойной реализации учебной программы и обеспечение обучающихся всем необходимым). Оценка эффективности обучения. 6 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Аудит системы обучения персонала организации представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оценку эффективности существую- щей системы обучения персонала организации, а также на выявление организационных, кадровых, технологических и других ресурсов повышения экономической и социальной эффективности системы обучения. 7 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Цель аудита обучения – оценка социальной и экономической эффективности мероприятий, обеспечивающих овладение работниками знаниями, умениями и навыками, необходимыми для повышения конкурентоспособности предприятия и персонала. 8 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Задачи аудита управления обучением персонала заключаются в том, чтобы оценить: соответствие уровня профессиональной подготовки персонала требованиям рабочих мест и стратегии развития организации; социальную направленность программ обучения и развития карьеры персонала; экономическую эффективность программ обучения персонала. 9 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Аудит системы обучения персонала организации позволяет выявить недостатки существующей системы, определить степень влияния результатов обучения на показатели трудовой деятельности, что поможет выявить степень эффективности существующей на предприятии системы обучения персонала, а также уровень мотивации работников в получении знаний и улучшении собственных навыков. 10 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Методика аудита системы обучения персонала организации: Анализ целей и используемых форм обучения персонала организации, их соответствие их целям организации. Оценка организации и затрат на обучение персонала организации. Деловая оценка персонала организации, прошедшего обучение, повышение квалификации. Анализ сбора и распространения информации сопровождающей процесс обучения персонала организации. Оценка фактических результатов труда персонала организации по итогам обучения, и их влияние на принятие кадровых решений. 11 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
В процессе аудиторской проверки анализируется следующая документация, регламентирующая систему обучения персонала в организации: ‒ Правила внутреннего распорядка; ‒ Отчеты по оценке и обучению персонала; ‒ Положение о подготовке, переподготовки и повышения квалификации персонала; ‒ Положение об организации и проведении ежегодного производственного обучения персонала предприятия; ‒ Протоколы заседаний, квалификационных, тарификационных комиссий; ‒ Документы по направлению на обучение в учебные заведения по целевому назначению; ‒ Учебные планы, программы, задания; ‒ Устав предприятия; ‒ Годовые отчеты предприятия; ‒ Финансовая отчетность. 12 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Вышеперечисленная документация изучается с целью выявления и оценки целей и используемых форм обучения, а также их соответствия потребностям и целям организации. Далее оценивается персонал организации, недавно прошедший обучение, посредством опроса и анкетирования. Данная оценка направлена на выявление динамики уровня знаний сотрудников, прошедших обучение, а также уровня их удовлетворенности процессом и содержанием обучения. На основе полученных данных, делается вывод о качестве обучения персонала организации. 13 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Следующим объектом для анализа в процессе аудиторской проверки является процесс формирования планов по обучению персонала, с точки зрения: объема обучаемого персонала, содержания программ обучения и информированности персонала о процессах связанных с системой обучения персонала. Далее проводится анализ по направлению – оценка фактических результатов труда по итогам обучения, и их влияние на принятие кадровых решений в организации, на основе анализа отчетности, в частности рассматривается динамика трудовых показателей, таких как выработка, производительность и расчета коэффициента эффективности обучения. 14 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
В процессе аудиторской проверки используются следующие инструменты: анализ документации и отчетности, анкетирование, опросы и интервью, использование их в процессе поэтапного анализа системы обучения персонала организации, дает полную картину характеризующую изучаемый объект. 15 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
В ходе аудиторской проверки оценивается процедура формирования состава обучаемых работников: как формируются заявки на обучение, что является основанием для подачи заявок, кому предоставлено право подачи таких заявок в службу управления персоналом, в какой степени цели обучения согласованы с результатами аттестации лиц, направляемых на обучение. В результате аудитор оценивает эффективность деятельности менеджеров и служб управления персоналом по выявлению потребностей в повышении квалификации и определении программ обучения сотрудников. Аудит социальной направленности обучения персонала предусматривает экспертизу проводимых в организации мероприятий по развитию творческого потенциала и повышению конкурентоспособности работников. 16 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Показатели оценки системы обучения персонала: число и категории работников, прошедших обучение за последний год; вовлеченность в процесс обучения вновь принятых работников; мотивация персонала к повышению квалификации; обеспечение равенства прав мужчин и женщин в повышении квалификации; число и удельный вес постоянных работников, не имеющих среднего (начального) образования и не обучающихся в учебных заведениях; используемая на предприятии оценка форм контроля за результатами обучения; удовлетворенность работников содержанием и результатами обучения; уровень усвоения знаний, навыков и умений в процессе обучения, определяемый по результатам тестирования до и после обучения; число и категории работников, освоивших смежные профессии; приобретение персоналом в ходе обучения навыков выполнения типовых и нестандартных задач; развитие в ходе обучения способностей выполнения творческих задач, развития организаторских и партнерских навыков. 17 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
По результатам проведенного анализа выявляются проблемные зоны, неудовлетворенные потребности персонала в обучении и его нереализованный потенциал, формулируются рекомендации по совершенствованию системы повышения квалификации и развития творческого потенциала кадров. 18 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Качество обучения персонала в определенной степени зависит от выделяемых на эти цели финансовых ресурсов. Ориентиром здесь служат передовые компании, затрачивающие на обучение в среднем до 5%, а по отдельным категориям персонала - до 10% фонда заработной платы. Если организация испытывает финансовые затруднения с реализацией учебных программ, то в любом случае приоритетные направления обучения персонала, от которых зависит само существование компании, должны быть профинансированы. В этом случае аудитор выявляет наличие самых приоритетных программ обучения и их соответствие стратегическим целям и задачам организации. Затем важно оценить, насколько обоснованно распределяется бюджет обучения по категориям персонала: руководителям высшего, среднего и низшего звена, специалистам и другим служащим, рабочим. 19 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Развитие персонала зависит и от эффективности системы управления деловой карьерой, которая также подлежит аудиторской проверке. Цель аудита управления деловой карьерой - оценка используемой системы планомерного горизонтального и вертикального продвижения кадров по профессионально-квалификационным должностям и рабочим местам, соответствующей целям организации и персонала. 20 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Аудитор проверяет, какое место в кадровой политике занимают мероприятия по развитию карьеры персонала и какие возможности имеют работники в своем профессионально-квалификационном росте и продвижении по служебной лестнице. Оценке подлежат также основные этапы формирования кадрового резерва и его использования при появлении вакансий среди руководящих должностей. 21 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Направления аудита развития персонала: Наличие программы карьерного роста персонала. Наличие кадрового резерва в организации. Уровень открытости процесса управления карьерой Должности, на которые готовится кадровый резерв. Используемую в организации методику изучения карьерного потенциала сотрудников, в том числе выявление сильных сторон претендентов. Обоснованность оценки карьерного потенциала сотрудников. 22 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Направления аудита развития персонала: Связь программ развития карьеры сотрудников с морально-этическими нормами, организационными формами и корпоративной культурой организации. Уровень информированности сотрудников о вакантных местах. На каком этапе трудовой жизни работающих в организации формируется программа развития карьеры. Использование коучинга в развитии кадрового потенциала. Наличие программ развития карьеры по возрастным и профессионально-квалификационным категориям персонала. Наличие профессиограмм на работников и их учет в работе с кадровым резервом. 23 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Таким образом, аудитор выясняет, в какой степени личные ожидания работников в развитии своей карьеры совпадают с предлагаемыми на предприятии возможностями продвинуться вверх по служебной лестнице. 24 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
-
Показатели эффективности обучения и развития персонала
количество часов обучения на одного нового сотрудника (в течение первого года работы); количество часов обучения на одного опытного сотрудника (проработавшего более одного года); процент сотрудников, прошедших обучение в течение года (от общей численности сотрудников); процент сотрудников, для которых осуществляется постановка задач по развитию; затраты на обучение одного сотрудника, руб.; средняя стоимость одного часа обучения, руб.; 26 Девятовская И.В., 16.09.2015
-
процент сотрудников, имеющих индивидуальных планы развития (от общей численности сотрудников); процент сотрудников, охваченных системой наставничества / коучинга (от общей численности сотрудников); процент обучающих программ, спланированных по результатам оценки (от общей численности программ); стоимость обучения в процентах к выплатам; общее число тренинговых часов; среднее число тренинговых часов на сотрудника; количество тренинговых часов по функциям, рабочим группам. 27 Девятовская И.В., 16.09.2015
-
Показатели эффективности кадрового резерва
процент вакансий, заполненных сотрудниками изнутри (входящими в кадровый резерв); процент позиций, на которые имеется кадровый резерв; процент резервистов, получивших повышение в течение года (от общего состава резерва); текучесть среди резервистов (уволившихся по собственному желанию как % от общего состава резерва). 28 Девятовская И.В., 16.09.2015
-
Направления социальной эффективности развития персонала: Всесторонняя адаптация персонала к условиям работы в организации; Повышение содержательности труда; Развитие индивидуальных способностей работников; Повышение производительности и конкурентоспособности персонала; Обеспечение согласованности целей работников и администрации при управлении карьерой; Овладение социокультурными нормами организации. 29 Девятовская И.В., 07.04.2016
-
Обучение и повышение квалификации кадров направлено на решение как экономической, так и социальной задачи. Экономическая эффективность системы обучения: если работники обеспечат прирост добавленной стоимости в более высоком размере, чем произведенные затраты на обучение; если работник по результатам обучения обеспечивает качественное и своевременное выполнение поставленных перед ним задач. Социальный эффект: повышение уровня профессиональной подготовки усиливает гарантии работнику в сохранении рабочего места и создает предпосылки для продвижения по служебной лестнице, поддержании его конкурентоспособности и возможности трудоустройства в случае кризисной ситуации в организации, развивает способности и создает условия для более полной реализации творческого потенциала. 30 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Аудит системы обучения персонала организации позволяет выявить недостатки существующей системы, определить степень влияния результатов обучения на показатели трудовой деятельности, что поможет выявить степень эффективности существующей на предприятии системы обучения персонала, а также уровень мотивации работников в получении знаний и улучшении собственных навыков. 31 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
В ходе аудита экономической эффективности обучения выявляется: влияние результатов обучения персонала на повышение производительности труда, снижение издержек производства, повышение качества продукции, повышение эффективности командной работы, поддержание высокой конкурентоспособности предприятия и персонала. Эффективность обучения можно определить, получив ответы на следующие вопросы: Как изменились индивидуальные результаты труда прошедших обучение? Что показывает сравнение индивидуальных результатов прошедших обучение с эффективностью труда тех, кто обучение не проходил? Как изменились результаты деятельности организации, выражаемые в показателях производительности, прибыли, текучести кадров и т.п. 32 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Обобщенный показатель эффективности, характеризующий воздействие программы обучения на повышение результатов труда можно определить по следующей формуле: Э = П х Р х Ц х К – Р х З, где: П - продолжительность воздействия программы обучения на результаты труда работников (лет); Р - количество обученных работников; Ц - стоимостная оценка различий в результативности труда лучших и средних работников (руб.); К - коэффициент, характеризующий эффект обучения работников (рост результативности, выраженный в долях); 3 - затраты на обучение одного работника (руб.). 33 Девятовская И.В., 11.04.2016
-
Задание: Аудит обучения и развития персонала Провести аудит обучения и развития персонала в вашей организации. Указать количественные показатели и их качественную интерпретацию. Проанализировать полученные результаты с точки зрения из влияния (взаимосвязи) на: а) деятельность организации в целом; б) систему управления персоналом; в) кадровый процесс и проблему ВКР. 34 Девятовская И.В., 11.04.2016
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.