Содержание
-
Лекция №1МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯв современном обществе
-
Цель и задачи курса
Целью курса является: Обучение студентов теории и практики использования институтов массовой коммуникации в PR. Задачи курса: Представить концептуальные подходы, описывающие медиапространство современного общества, его структуру и тенденции развития; Рассмотреть правовые, технологические, экономические и психологические аспекты функционирования институтов массовой коммуникации; Раскрыть технологию функционирования институтов массовой коммуникации как средств PR. Сформировать социологический инстументарий исследования мааосвой коммуникации в PR деятельности 2
-
Тематический план курса
Тема 1. Массовая коммуникация в современном мире Тема2. Теории массовой коммуникации Тема 3. Средства массовой информации и общество Тема 4. Коммуникативное воздействие СМИ Тема 5. Рекламная коммуникация Тема 6. Интернет – современное коммуникационное пространство Тема 7. Методология и методы социологических исследований в PR. Тема 8. Количественные и статистические методы исследования массовой коммуникации. Тема 9.Качественные методы в исследовании медиа-пространства. 3
-
Основная литература по курсу
Медиа. Введение./Под ред. А.Бриггза, П.Кобли; пер. с англ. М.; 2005. Черных А. Мир современных медиа. М., 2007. Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М . 2003. 4
-
Содержание лекции
Коммуникация — вид социальной практики Роль массовой коммуникации в современном мире Модели коммуникации 5
-
1. КОММУНИКАЦИЯ – ВИД СОЦИЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
-
Коммуникация
Передача информации (идей, образов, установок, оценок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; Канал, соединяющий участников обмена информацией; Взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; Процесс передачи и приема информации. 7
-
Пирамида коммуникации
8 Социэтальный уровень (массовая коммуникация) Институциональный / организационный (политическая система или бизнес-организации) Межгрупповой или ассоциативный (локальные сообщества) Внутригрупповой (семья) Межличностный (диады, пары) Внутриличностный (информационный процесс)
-
Виды коммуникации:
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (взаимодействие двух и более индивидов, полностью детерминированное их межличностными связями и индивидуальными характеристиками и независимое от групп принадлежности) МЕЖГРУППОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (взаимодействие людей, полностью детерминированное их принадлежностью к различным группам и независимое от их межиндивидуальных связей и личностных характеристик) МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (возникает на определенном этапе развития общества и определяется как процесс массового производства и массового распространения информации через технические средства – печать, радио, телевидение, звукозапись, видеозапись и пр.) 9
-
Основные характеристики массовой коммуникации
Осуществление коммуникативных процессов с помощью технических средств Принципиальной доступностью информации всем желающим Массовой рассредоточенной аудиторией 10
-
Определение массовой коммуникации
«Массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей»[1]; «Массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации»[2]. [1] Философский энциклопедический словарь. М. 1989.С.344. [2]Thompson J.B. Ideology and Modern Culture. Oxford: Polity Press. 1990. P. 219. 11
-
Технология СМИ
1446 НАЧАЛО ВСЕГО: Иоганн Гутенберг в Страсбурге изобрел печатный станок, который позволял массово производить печатные материалы. 1455 КНИГА Иоганн Гутенберг напечатал 42-строчную Библию, которая стала первой напечатанной книгой. 1690 ГАЗЕТА Бен Харрис напечатал Publick. Первая газета в английских колониях. 1741 ЖУРНАЛ Эндрю Брадфорд (Andrew Bradford ) напечатал American Magazine, и Бенджамин Фрэнклин (Benjamin Franklin) напечатал General Magazine, первые журналы в английских колониях. 1877 ЗВУКОЗАПИСЬ Томас Эдисон изобрел фонограф, который мог записать и воспроизвести звук. 1888 КИНО Томас Эдисон и Уильям Диксон изобрели два приспособления - «кинетограф» («записывающий движение», снимающее устройство) и «кинетоскоп» («показывающее движение») 1895 РАДИО Гульельмо Маркони передал первое сообщение по радио волнам. 1927 ТЕЛЕВИДЕНИЕ Фойло Фарнсуорт изобрел передающую электронно-лучевую труюку «анализатор изображения», которую он присоединил к уже существующему приемному устройству. 1969 ИНТЕРНЕТ Американский департамент обороны установил компьютерную сеть, которая стала Интернетом. 12
-
СМИ и PR
Связи с общественностью можно рассматривать как целенаправленную коммуникационную деятельность организации на установление позитивных отношений с общественностью. Основным инструментом создания позитивного образа в глазах общественности выступает контроль и управление информацией исходящей во внешнюю среду. СМИ в силу своей распространенности и потенциальной возможности охватить большие группы людей являются наиболее эффективным каналом трансляции такой информации. СМИ обеспечивает широту и постоянство контактов социального субъекта и общественности. Поэтому образ, который транслируется СМИ – это и есть тот образ, который складывается в глазах общественности. 13
-
Медиа рилейшнз
Медиа-рилейшнз – работа со средствами СМИ, которая направлена на формирование позитивного образа организации. Он в себя включает: производство и размещение в СМИ публикаций познавательно-событийного характера; пресс-поддержка различных акций и кампаний; организация пресс-туров; создание информационных поводов с целью привлечения внимания средств информации 14
-
2.РОЛЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
-
Факторы роста значимости СМИ
МОЩНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС – основное средство передачи и источник информации для работы множества социальных институтов; ПРОСТРАНСТВО (или арену), где разыгрывается множество общественных национальных и международных событий; ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК определений и отображения социальной реальности; а также пространство изменения и конструирования культуры и ценностей общества, различных социальных групп; Основной ключ к СЛАВЕ и престижному статусу, а также к эффективному представлению на публичной арене; Источник системы общественного порядка, которая обеспечивает критерии того, что НОРМАЛЬНО с публичной точки зрения. Медиа представляют центр деятельности в свободное временя, соответственно, являются средством РАЗВЛЕЧЕНИЙ. Медиа – огромная и развивающаяся ИНДУСТРИЯ, обеспечивающая занятость и множество потенциальных экономических выгод. 16
-
Революционные изменения в системе, передачи, хранения и преобразования информации
Создание живого разговорного языка Изобретение письменности Книгопечатание Изобретение телекоммуникационных систем, работающих на основе электрических технологий (телеграф, телефон, радио, телевидение) Появление быстродействующей вычислительной техники и коммуникационных сетей (Интернет) 17
-
Информационное общество
Информационное общество – это общество в основе которого лежат знания. Уровень развития стран определяется уровнем образования населения. Быстрое развитие современной экономики требует динамизма рабочей силы. 18
-
Процессы информационного общества
Глобализация – сокращение расстояний, быстрый обмен информацией Дигитализация – отцифровка информации Конвергенция – совмещение всех видов информации в электронной среде. 19
-
Глобализация
Изменяются базовые парадигмы восприятия мира. Основные процессы, которые оказывают влияние на это: Преобладание перманентных изменений над состоянием стабильности Индивидуализация единого исторического времени Своего рода сокращение географических пространств Глобализация содержания медиа 20
-
Средства массовой коммуникации «в цифре»
Газеты набираются на компьютере, и в Интернете доступны их электронные версии. Цифровое радио позволяет увеличить количество частот, и его можно слушать через компьютер, подключившись к Интернету. Телевидение также становится цифровым. Процесс дигитализации становится очень важным моментом, который упрощает и облегчает доступ ко всем традиционным СМИ, в чем-то унифицирует, объединяет все СМИ. 21
-
Массовая Коммуникация
Институт культуры и бизнеса Основной источник информации Инструмент организации общественной жизни Среда для развлечения, работы, покупки Среда для реализации амбиций 22
-
3.МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СМИ
-
Исследователи разрабатывают различные модели для объяснения коммуникации. Каждая модель, связанная с определенным контекстом, эпохой и научными проектами, действует как перцептивный и когнитивный механизм, который изменяет реальность. Таким образом, любая модель позволяет видеть некоторые аспекты, но, обязательно, скрывая другие. 24
-
Модель К.Шеннона
25 Отправитель информации Передатчик Приемник Получатель информации Сообщение Сообщение Сигнал Сигнал Источник шума
-
Г. Лассвелл
26 Кто Что говорит Контент-анализ Изучение коммуникатора Анализ Исследование аудитории Исследование эффектов По какому каналу Кому С каким эффектом Коммуникатор Сообщение Средство Приемник Эффекты
-
Обрядовая или выражающая (экспрессивная) модель
Модель трансляции остается полезной репрезентацией рационального и основного действия некоторых медиа и их функций (в частности, новостных и рекламных медиа).Данная версия предполагает причинно-следственные отношения и однонаправленный поток. Предлагается альтернативный взгляд на коммуникацию (называет его «ритуальным»), согласно которому: «коммуникация связана с такими терминами, как участие, распределение, ассоциация, членство, взаимное доверие… Ритуалистический взгляд акцентирует внимание не на распространении сообщений в пространстве, а утверждает сохранение общества во времени; не передача информации, а представление и поддержание веры и доверия». 27
-
Коммуникация как выставление напоказ и внимание: модель рекламы
28 Иногда основной целью массмедиа является не передача особой информации и не объединение публики в некое выражение культуры, веры и ценностей, а просто привлечение и удержание визуального и звукового внимания
-
Кодирование и декодирование дискурсов медиа: модель восприятия
Суть «подхода восприятия» состоит в определении атрибута и конструкции смысла (распространяемого медиа) с точки зрения получателя. Сообщения медиа всегда «полисемичны» (имеют множество смыслов), они интерпретируются в соответствии с контекстом и культурой получателей. Среди предвестников анализа восприятия – убедительный вариант критической теории, сформулированный Стюартом Холлом (1980), который подчеркивает стадии трансформации, которые проходят некоторые сообщения медиа от своих истоков до восприятия и интерпретации. 29
-
Модели коммуникации
30 Модели Получатель Отправитель Трансмиссии Передача смысла Когнитивный процесс Экспрессивная/ Ритуальная Разделяемый опыт Представление Рекламная Обращение внимания Конкурирующее представление Кодирование Восприятия Декодирование
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.