Содержание
-
Детерминанты агрессии
-
Факторы агрессивного поведения - - совокупность причин и условий, инициирующих агрессию или определяющих ее характер и отдельные черты. В современной литературе прослеживается тенденция, в соответствии с которой многие исследователи отказываются от абсолютизации какого-либо одного фактора, детерминирующего человеческую агрессию. Преобладающим становится подход, согласно которому предпочитается многофакторное понимание причин агрессии и учитываются различные ее детерминанты.
-
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ
ФРУСТРАЦИЯ ОПОСРЕДУЮЩИЕ ФАКТОРЫ Уровень фрустрации Посылы к агрессии Непредвиденность фрустрации Эмоциональные и когнитивные процессы ВЕРБАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ НАПАДЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА АГРЕССИИ: ПОЛ И РАСА ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО СО СТОРОНЫ ОКРУЖАЮЩИХ ПОДЧИНЕНИЕ ВЛАСТИ ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ И ПОСТУПКОВ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ
-
Микросоциальные факторы (влияние семьи)
Р.С.Сирс, Е.Е.Маккоби, К.Левин Снисходительность, т.е. степень готовности родителей прощать поступки, понимать и принимать ребенка; Строгость наказания родителями агрессивным проявлений ребенка.
-
-
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает людей. 5. Часто винит других в своих ошибках. 6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. 7. Часто завистлив, мстителен. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
-
Анкета, разработанную для воспитателей (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив. 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку. 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Высокая агрессивность — 15—20 баллов. Средняя агрессивность —7—14 баллов. Низкая агрессивность —1—6 баллов.
-
В.И.Гарбузов выделил три типа негативных отношений родителей к ребенку: Тип А – отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения) Тип Б – гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность) Тип В – гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать.
-
Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка)
-
Макросоциальные факторы
обеспечивают связь агрессии с наиболее общими тенденциями развития популяции в целом (социальными, экономическими, демографическими процессами).
-
Личностно-психологические факторы
когнитивные факторы - способ мышления, опосредующий агрессивное поведение (агрессивные убеждения). эмоциональные факторы- склонность к эмоциям злости и гнева, мотивирующим агрессивные действия; повышенная аффективная возбудимость в ситуации фрустрации, тревожность, аффективные расстройства (мания, депрессия, дисфория) и эмоциональная неустойчивость. волевые факторы -обеспечивают определённый уровень контроля эмоциональных реакций и поведения в целом, способность противостоять стрессовым ситуациям. факторы бессознательного определяют стереотипы агрессивности и агрессивные установки индивида
-
Биолого-психологические факторы
генетические, гормональные, нейромедиаторные, нейроанатомические, половые факторы.
-
Внешние детерминанты агрессии
ЖАРА, ШУМ, ТЕСНОТА, ЗАГРЯЗНЕННЫЙ ВОЗДУХ ВНЕШНИЕ ПОСЫЛЫ К АГРЕССИИ (предметы, СМИ)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.