Содержание
-
Агрессия и агрессивность. Агрессивное поведение ребенка
-
Анкета «Признаки агрессивности»
Ваш ребенок (часто / иногда / нет):
- Он не может промолчать, когда чем-то недоволен
- Когда кто-то причинит ему зло, старается отплатить ему тем же
- Часто спорит, ругается со взрослыми
- Он не прочь подразнить животных
- Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним
- Часто ворчлив
- Воспринимает себя как самостоятельного и решительного
-
- Любит быть первым, командовать и подчинять себе других
- Неудачи вызывают у него сильное раздражение и поиски виноватых
- Легко ссорится, вступает в драку
- Старается общаться с младшими и физически более слабыми
- Уверен, что любое задание он выполнит лучше всех
- Он часто теряет контроль над собой
- Он часто винит других в своих ошибках
-
- Часто – 1 балл
- Иногда – 0,5 балла
- Нет – 0 балл
- Высокая агрессивность – 8-14 баллов
- Средняя агрессивность – 5-7 баллов
- Низкая агрессивность – 1-4 балла
-
Особенности личностных характеристик агрессивных детей
- Бедность ценностных ориентаций
- Примитивность ценностных ориентаций
- Отсутствие увлечений
- Узость и неустойчивость интересов
- Низкий уровень интеллектуального развития
- Повышенная внушаемость
- Склонность к подражательности
- Ограниченность нравственных представлений
- Эмоциональная грубость
-
- Односторонняя самооценка (максимально положительная или максимально отрицательная)
- Повышенная тревожность
- Страх перед широкими социальными контактами
- Эгоцентризм
- Неумение находить выход из трудных ситуаций
- Преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение
-
- Повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.)
- Вместе с тем, среди агрессивных детей встречаются дети с высоким интеллектом, социально развитые – для них агрессивность – средство поднятия престижа, демонстрация самостоятельности
-
Агрессивные действия выступают в качестве
- Средства достижения какой-либо значимой цели
- Способа психологической разрядки
- Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении
-
Агрессия, агрессивность, агрессивное поведение
- Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба
- Агрессивность – более сложная структура психических свойств человека, отражающая предрасположенность к агрессивным действиям
- Агрессивное поведение – серия агрессивных действий
-
Патологическое агрессивное поведение – психическое расстройство
- Если поведение наблюдается более 6-и месяцев и включает в себя симптомы:
- Ребенок проявляет для своего возраста необычные частые или тяжелые вспышки гнева
- Часто спорит со взрослыми
- Часто активно отказывается выполнять требования взрослых или нарушает их правила
- Намеренно делает вещи, которые досаждают другим людям
-
- Часто обвиняет других в своих ошибках или поведении
- Часто обидчив или ему легко досадить
- Часто сердится или негодует
- Часто злобен или мстителен
- Часто обманывает или нарушает обещания для получения выгоды или уклонения от обязательств
- Часто затевает драки (сюда не относятся драки с сестрами и братьями)
- Использует оружие, которое способно причинить физический вред другим (клюшку, кирпич и пр.)
-
Проявляет физическую жестокость по отношению к другим людям или животным (связывает жертву, наносит порезы, ожоги и пр.)
-
Варианты проявления детской агрессивности
- Дети, склонные к проявлению физической агрессии (обычно активные, деятельные, целеустремленные, склонные к риску и авантюризму, честолюбивые и стремящиеся к общественному признанию)
- Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии (неуравновешанные, тревожные, сомневающиеся, неуверенные, со сниженным фоном настроения, обидчивые)
-
Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии- ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников (слабый самоконтроль, импульсивность, низкая осознанность своих поступков, не задумываются о причинах своих поступков, примитивные влечения и низкие духовные интересы)
-
Ошибки родителей, влияющие на формирование агрессивности и агрессивного поведения
- Стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Для большинства взрослых агрессия – насилие. Поэтому идет запрет на игры и фантазии с проявлением враждебности. Дети подавляют свои мысли, эмоции. Подавленная агрессия копится (не исчезает) и однажды вырывается наружу в виде яростного взрыва.
- Выход – направлять агрессию в нужное русло, учить проявлять агрессию приемлемыми способами, учить ребенка проводить необходимую грань между допустимым проявлением агрессии и непозволительным, соизмерять силу своей агрессии.
-
- Чрезмерно предупредительные родители формируют стереотип агрессивного поведения у ребенка. Ребенок за счет агрессии получает нужный результат. При малейшем промедлении его желаний он начинает кричать, топать ногами и пр. Стереотип закрепляясь дома, переносится в другой социум.
- Выход – найти ошибки, пересмотреть стиль воспитания ребенка, формировать новый стереотип
-
Родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно, негативно или никак. Это рождает страх, потом агрессию. Оторванность (надолго) от матерей в раннем возрасте, холодность матери в отношении своего ребенка ведет к возможности эмоциональной разрядки через агрессию и привлечении внимания. Альтернативный вариант – замкнутый, тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиниться всем и каждому.
-
- Попадая в ситуацию неудовлетворения своих потребностей ребенок пытается изменить ситуацию при помощи агрессивного поведения, и если это ему удается неоднократно, стереотип закрепляется.
- Выход: признать чувства ребенка, дать им выход, научить приемлемым способам, формировать у ребенка умения справится с ситуацией – внутренний самоконтроль
-
- Демонстрация агрессивного поведения со стороны родителей. В наших детях мы больше всего не любим черты, которые нам не нравятся в нас самих. Если ребенок копирует наше поведение, то получает неодобрительные замечания , угрозы, наказание.
- Выход: понимание и узнавание в агрессивном поведении ребенка себя.
-
Какие дети вырастают агрессивными наиболее часто
- «Кумиры семьи» - выросшие без отцов, в сплошном женском окружении - мальчики
- Семьи с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой матерью (механизм идентификации с отцом) - мальчики
- Семьи с жесткой, авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце (срабатывает механизм идентификации с матерью) – девочки
- Девочки, предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни (агрессивность для выживания)
-
Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.
-
Вопросы для себя
- Что стоит за агрессивностью
- Почему он так себя ведет
- Уверен ли мой ребенок, что единственный путь получить желаемое – это вести себя агрессивно или таким образом он старается наказать того, на кого рассердился
- Думает ли он, что именно так должен вести себя человек
- Знает ли он другие формы проявления гнева
- Могу ли я научить его другому поведению (формирование новых стереотипов)
-
Способы выражения гнева (важно, чтобы агрессия не накапливалась)
- Громко спеть любимую песню
- Пометать дротики
- Попрыгать на скакалке
- Используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции
- Боксерская груша
- Быстрыми движениями стереть с доски
- Пробежать
- Отжаться от пола
- Скомкать листки бумаги, выбросить
- Сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов
-
Приемы
- Формирование у себя умения прислушиваться к чувствам ребенка и описывая свое эмоциональное состояние (я сержусь, мне обидно и пр - такие чувства естественны)
- Поощрять развитие умений слышать себя у ребенка
- Во время агрессии ребенка ощущать собственную уверенность, амортизировать ситуацию, помня, что в основе агрессивного поведения лежит неуверенность (затем – я вижу, что ты сейчас сердишься, в таком состоянии мы не найдем решение, я предлагаю тебе успокоиться – использовать технику «заезженной пластинки»).
-
- Важно перенаправить агрессию в нужное русло (работа по дому, сломать палки, физическая нагрузка и пр.)
- Видеть внешние признаки агрессии: сдерживает дыхание, скованность в груди, напряженность в руках, сжаты кулаки, закрывает глаза и пр. – увидев проявления, спросить: «Ты сейчас сердишься, может хочешь побыть один или расскажешь, что происходит»
- Обучать технике «Я-высказывание»
-
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях в конфликтной ситуации
- Спокойное отношение в случае незначительной агрессии (агрессия неопасна и объяснима) - полное игнорирование реакций ребенка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения
- Выражение понимания чувств ребенка (конечно, тебе обидно)
- Переключение внимания, предложение какого-то занятия – движения
- Позитивное обозначение поведения (ты злишься, потому, что ты устал)
-
Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности – техника объективного описания поведения ребенка: как вел, что делал, какие действия совершал, без оценок, без эмоций, только конкретные факты про здесь и сейчас, без прошлых проступков. При этом важно быть заинтересованными, доброжелательными, твердыми – ребенок должен понять, что родители его любят, но против того, как он себя ведет
-
Контроль над собственными негативными эмоциями. Управлять своим естественными эмоциями (раздражением, гневом, возмущением, беспомощность), сохранять доброжелательность, не подкреплять агрессивное поведение
-
Снижение напряжения ситуации. Не допускать следующего поведения:
- Повышение голоса, изменение тона на угрожающий
- Демонстрация власти(как я скажу, так и будет)
- Крик, негодование
- Агрессивные позы и жесты, сарказм, насмешки
- Негативная оценка личности ребенка
- Использование физической силы
-
- Втягивание в конфликт посторонних людей
- Непреклонное настаивание на своей правоте
- Нотации, проповеди
- Наказания или угрозы
- Обобщения типа «вы все одинаковы»
- Команды, жесткие требования, давление
- Сравнение ребенка с другими
- Оправдания, подкупы, награды
-
Обсуждение проступка. Только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. Наедине, без свидетелей, с объективностью и спокойствием. Обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность для других и для самого ребенка.
-
- Сохранение положительной репутации ребенка
- Демонстрация модели неагрессивного поведения
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.