Содержание
-
Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей
Составитель педагог-психолог Роткина В.Н.
-
Основные формы жестокого обращения с детьми
физическое; сексуальное; психологическое (эмоциональное, в том числе и речевое) насилие; депривация базовых потребностей ребенка
-
Влияние речевого насилия на психическое и психологическое здоровье ребенка
Психосоматические заболевания Личностное развитие ребенка Жизненный сценарий ребенка
-
.
Депрессивные, аффективные и тревожные расстройства Суициды Страхи Психосоматические заболевания (энурез, заикание, астма, тики и т.д.) Психосоматические заболевания
-
Личностное развитие ребенка
Восприятие окружающего мира как враждебного Низкая самооценка Высокий уровень агрессивности Высокий уровень тревожности Девиантное поведение
-
Жизненный сценарий ребенка
Сложности в создании собственной семьи (роль «жертвы» и «тирана») Трудности функционирования в супружеской и родительской ролях
-
Воздействие стрессовых факторов на нарушение баланса в системе «мозг-тело- душа»
Тело Разум Эмоции (душа) Эмоции (душа) Разум Тело
-
Признаки речевого и психического насилия над ребенком
Постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние Беспокойство, тревожность, нарушение сна Агрессивность Склонность к уединению Неумение общаться Нервный тик, энурез или другие психосоматические заболевания «Вредные» привычки Задержка умственного развития, плохая успеваимость Проблемы с едой Излишняя уступчивость или осторожность Низкая самооценка Антиобщественное поведение
-
Причины (источники) насилия
Семейные - физическое и речевое насилие родителей по отношению к детям или друг к другу Индивидуальные - темперамент ребенка определяет основу развития моделей поведения личности и межличностных отношений. Социальные - профессиональная несостоятельность педагогов
-
Причины речевого насилия по отношению к воспитанникам
Авторитарная система воспитания,как пережиток тоталитарного общественного строя Психологическая неустойчивость педагогов (недостаточный уровень психологической культуры, слабое владение коммуникативными навыками, приводящими к эмоциональному выгоранию) Профессиональная несостоятельность (неумение или нежелание педагога с уважением отнестись к личности и проблемам ребенка, провоцирующим нестандартное поведение)
-
К речевому насилию относятся
Угрозы в адрес ребенка Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка (в том числе публичные унижения), крик Принижение успехов ребенка Постоянная критика в адрес ребенка Подавление инициативы Обвинение в адрес ребенка (брань, ругань) Наказание за неправильный ответ Некорректное высказывание о внешнем виде Насильственное вызывание ребенка давать ответы на вопросы воспитателя Привилигированное отношение к заискивающим детям Отказ от утешения, когда дошкольник испуган или подавлен Негативная характеристика ребенка Отождествление ребенка с конфликтующим или неприятным для воспитателя родителем Перекладывание на воспитанника ответственности за свои неудачи Открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку
-
Личностно - ориентированная модель
Основной принцип -"Не рядом и не над, а вместе!" Цель-содействовать становлению ребенка как личности. Задача педагога -развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Тактика общения -сотрудничество. исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества, взрослые создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации. Взгляд на ребенка -как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
-
Построение «Я – высказывания»
Я (мне) Описание чувств, переживаний и эмоций Факт Причины возникновения реакции взрослого Возможные последствия, если ребенок не изменит поведение Безоценочная характеристика поведения ребенка в безличной форме
-
Вывод. Осуждая, порицая, критикуя ребенка, мы чаще всего задеваем его личностные качества и тем самым не способствуем развитию ответственности за его собственные поступки, а также формируем неадекватную самооценку Давая обратную связь в виде «Я – сообщения» мы демонстрируем ребенку наше отношение к его поведению, через вербализацию собственных эмоций и чувств, предоставляем ему выбор изменить свое поведение или продолжить его, но затем нести ответственность за последствия
-
Что делать воспитателю, чтобы ситуация речевого насилия не возникла?
Необходимость негативной оценки поведения оценки детей воспитателем отпадает, если в группе выполняются правила поведения. Правила и запреты не должны ограничивать естественные потребности детей в движении и познании Можно предложить детям совместно с воспитателем изготовить «зонтик правил», который поможет защитить от возможных жизненных невзгод
-
Благодарю за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.