Содержание
-
новый вектор развития
-
1. Роль и место дополнительного образование детей в современной системе образования РФ. Государственные документы по развитию и модернизации системы дополнительного образования детей.
«Дополнительное образование детей» (ДОД)- характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие. В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в дальнейшей жизни.
-
С принятием Закона РФ «Об образовании» 1992 года изменился статус внешкольных учреждений: отпала идеологическая функция, ведущим стало дополнительное образование, направленное на «всестороннее удовлетворение образовательный потребностей граждан, общества, государства» (ст. 26 Закона РФ «Об образовании»). Внешкольные учреждения приобрели право на разработку и реализацию образовательных программ, адресованных детям преимущественно от 6 до 18 лет. В 1998 г. в законопроекте «О дополнительном образовании» эта сфера образования уже определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства»
-
Заседание Госсовета №4 29 августа 2001 года «О развитии образования в Российской Федерации» Приказ от 05.04.2002 «Концепция модернизации российского образования». Содержание концепции: роль образования в развитии российского общества; новые социальные требования к системе российского образования; состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации; цели и основные задачи модернизации образования; приоритеты образовательной политики государства.
-
Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы. Программа определила цель, задачи, основные направления и специфику развития системы ДОД в образовательных учреждениях разных типов, а также первоочередные меры для обеспечения реализации Программы. (Приложение N 2 к приказу Минобразования России от 25 января 2002 года N 193 ) Методические рекомендации «Об упорядочении деятельности образовательных учреждений по развитию ДОД на базе учреждений общего и начального профессионального образования» (Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2004 N 291-р )
-
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (Одобрена решением коллегии Минобрнауки России от 6 октября 2004 г. N ПК-2) В документе акцентируется внимание на: возможность свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога; личностно-деятельностныйхарактер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; личностно-ориентированный подход к ребенку, создание "ситуации успеха" для каждого.
-
Планируемые результаты реализации концепции: обеспечение прав детей разных слоев населения на дополнительное образование на основе государственных гарантий; содействие профилактике асоциальных проявлений среди детей и подростков, формирование здорового образа жизни; развитие межведомственного сотрудничества в целях обеспечения доступного и качественного образования, необходимого для обеспечения конкурентоспособности молодых людей в условиях рыночной экономики. В итоге, реализация концепции призвана была обеспечить устойчивое бескризисное развитие ДОД.
-
Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (от 24 сентября 2007 года N 06-1549) Программа стала «одним из основных инструментов единой государственной политики в области дополнительного образования детей» и была направлена «на сохранение и развитие единства требований, подходов в вопросах развития системы дополнительного образования детей на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, сохранение единого образовательного пространства, общедоступной системы дополнительного образования детей». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года, закрепил статус дополнительного образования, сформулировал ответственность субъектов федерации за его развитие.
-
05.12.2013 г Минобрнауки разработан очередной «Проект межведомственной программы развития системы дополнительного образования до 2020 года» , который в настоящее время находится в процессе обсуждения. Согласно этому документу в ближайшее время в сфере дополнительного образования произойдут следующие изменения: будут разработаны федеральные требования к образовательным программам; появятся новые САН-ПИНы; появятся разные уровни освоения программ; будут определены нормативы нагрузки на педагогов; будет сделан расчет стоимости услуг или работ.
-
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». Уникальность дополнительного образования как «феномена» объясняется его конкурентными преимуществами в сравнении с другими видами формального образования. Эти преимущества проявляются в следующих характеристиках: свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям.
-
2.Цели и задачи развития дополнительного образования на современном этапе.
В Концепции сформулированы цели и задачи развития ДОД на ближайшие 5 лет. Цели: обеспечение прав личности на развитие и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей, развитие мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества, обеспечение общественной солидарности.
-
Задачи: увеличение охвата детей услугами дополнительного образования; повышение качества дополнительного образования; обновление содержания дополнительного образования в соответствии с задачами развития государства, интересами детей и потребностями семьи, изменениями технологического и социального уклада; создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в программах дополнительного образования, независимо от места проживания, социально-экономического положения семьи, а также статуса здоровья через персонифицированные обязательства; формирование эффективной межведомственной системы управления дополнительным образованием; создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования.
-
Ключевой фигурой, на плечи которой ложится ответственность за выполнение поставленных государством задач, является педагог дополнительного образования. Его основная обязанность - реализация дополнительных общеобразовательных программ «в сфере искусств, физической культуры и спорта (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, гл.10, ст.75). Результативность освоения обучающимися образовательных программ во многом зависит от профессионализма педагога, уникальности его личности. Эти качества – результат непрерывной работы над собой, способности и желания постоянно учиться, овладевать современными знаниями и технологиями.
-
3. Педагог дополнительного образования: профессиональный стандарт.
«Профессиональный стандарт педагога - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? Стандарт - инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт - объективный измеритель квалификации педагога. Стандарт - средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. Стандарт - основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
-
Требования к профессиональному стандарту педагога.
Стандарт должен: соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога; не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога; избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей; побуждать педагога к поиску нестандартных решений; соответствовать международным нормам и регламентам; соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
-
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные: преодолеть технократический подход в оценке труда педагога; обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда; мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации. Профессиональный стандарт педагога может применяться: при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»; при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений.
-
Цель применения: определить необходимую квалификацию педагога, которая влияет: на результаты обучения, воспитания и развития ребенка; обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
-
4 ноября 2014 года Президент России Владимир Владимирович Путин выступил с очередным Посланием Федеральному собранию. В нем были затронуты и проблемы образования. При этом Президент сформулировал ряд поручений Правительству, в числе которых было «О недопустимости свертывания внешкольного дополнительного образования детей». В частности, В.В. Путин сказал: «Каждый ребёнок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связи недопустимо свёртывание системы внешкольного дополнительного образования. Центры художественного, технического, музыкального творчества – это огромный ресурс гармоничного развития личности.
-
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:
1. Дополнительное образование в настоящее время получило новый вектор развития и стало полноправной и неотъемлемой частью образовательной системы России благодаря своему огромному социально-педагогическому потенциалу, востребованности со стороны государства и общества. 2. Реформирование ДОД - долгосрочный целенаправленный процесс, контролируемый правительством и президентом РФ, в котором инновации базируются на прочном фундаменте традиций; 3. Образовательная политика государства направлена на повышение качества и доступности ДО, создание таких условий обучения, развития и воспитания подрастающего поколения, которые соответствовали бы уровню глобального научно-технического прогресса и мировым стандартам качества. 4. Разработка нормативно-управленческой базы ДО, совершенствование профессионального корпуса – путь к повышению результативности педагогической деятельности. 5. В сфере ДОД еще достаточно проблем, решение которых намечено на ближайшие 5 лет.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.