Содержание
-
ЕремичеваЛарисаСергеевна
Учитель –логопед Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» р.п. Ковернино Профессиональное кредо: ясность-главное достоинство речи
-
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» р.п.Ковернино
Методическая разработка на тему: «Обучение связным высказываниям –рассуждениям детей старшего возраста» учитель-логопед: Л.С.Еремичева образовательная организация: МДОУ д/с «Рябинка» р.п.Ковернино, ул.Школьная,д.14 п.Ковернино 2018г.
-
Поисково-исследовательская деятельность в области научных исследований
Связная речь - явление очень сложное, имеющее многообразные формы проявления, включающая в себя и малоисследованную форму, речь-рассуждение. (Л.С.Выгодский, В.В.Виноградов,А.В.Запорожец,А.М.Леушина и.др.) Интеллектуальное развитие детей немыслимо без речевого оформления суждений, умозаключений, которое выражается в форме текста-рассуждения.(Н.Ф.Виноградова) Участие педагога в методической работе семинар «Обучение дошкольников связной речи» консультация «Роль семьи в развитии речи детей» выступление на РМО «Формы работы по речевому развитию детей» (в рамках ФГОС)
-
Актуальность:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков и умений построения рассуждений имеет важное теоретическое и практическое значение для повышения качества речевого развития детей. У старших дошкольников есть природное тяготение (побуждение), интуитивная языковая способность высказывать рассуждения, но в условиях спонтанной речи эти монологи несовершенны в структурном и языковом оформлении. Поэтому дошкольники нуждаются в квалифицированной помощи педагога. Необходимость обучения дошкольников связным высказываниям типа рассуждений очевидна, однако, соответствующая методика недостаточно разработана на современном этапе развития науки и практики.
-
Ведущая педагогическая идея
Овладение связными высказываниями типа речи-рассуждения в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Данная подготовка выходит за рамки изучения образовательной области «Развитие речи», развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.
-
Мой личный вклад
Свой личный вклад в развитии у детей речи-рассуждения вижу в более глубоком изучении данной проблемы, создании проекта «Учимся рассуждать» (для детей старшего возраста), разработок занятий к данному проекту.
-
Цель и задачи обучения детей связным высказываниям типа рассуждения
Цель: развитие речи-рассуждения. Задачи: Расширять лексический словарь ; Работать над смысловой стороной слова; Работать над грамматической формой слова и предложения; Обучать детей правильному построению разных типов предложений; Дать представление о последовательности рассуждения: тезис, доказательство, вывод; Обогащать жизненный опыт дошкольников, пополняя содержание детских рассуждений; Формировать у детей интонационное чутье, дикцию, темп речи; Формировать творческое мышление ребенка, фантазию, воображение
-
-
Этапы работы
Организационный -Первичная диагностика -Организация предметно-пространственной развивающей среды - Постановка целей, задач и разработка плана мероприятий Основной -Реализация направлений коррекционной работы по развитию у детей речи-рассуждения -Работа с педагогами -Работа с родителями Заключительный Итоговая диагностика
-
Уровневая характеристикаметодика О.С.Ушаковой, речевые карты
Высокий: В создании высказываний дети достаточно самостоятельны: строят рассуждения сами, без помощи взрослого. Высказывания отличаются стройностью, ясностью, они достаточно доказательны, аргументированы и логичны. В качестве основных аргументов высказывания используются примеры из личной жизни, произведений художественной литературы. Структура рассуждений выстроена верно. В качестве связи используются различные союзы, вводные слова Средний: Высказывания также самостоятельны, но характеризуются меньшим количеством аргументов. Структура высказывания недостаточно полная, может отсутствовать начало или конец, часто не соблюдают логику. Необходимые средства связи однообразны. Низкий: Дети не могут создать более или менее связного высказывания, даже с помощью вопросов взрослого. Их высказывания недоказательны, непоследовательны, несвязны, минимальны по объему.
-
Организация предметно -пространственной развивающей среды
Пальчиковый театр Театр Би-ба-бо Наборы для экспериментирования Картинный материал Игры для обогащения словаря Настольно- дидактические игры
-
Методы и приемы обучения
НОД; Наблюдение; Беседа; Экспериментирование; Речевые игры и упражнения; Проблемно-речевые ситуации и речевые логические задачи; Чтение художественной литературы с последующим ее обсуждением.
-
Наблюдение
«Почему на березе зимой нет листьев» «Следы на снегу» «Докажи что это зима» «Наблюдение за рыбкой»
-
Беседа Экспериментирование
«Почему снег в теплом помещении тает» «Знакомство со свойствами резины и камня» Беседа «Времена года»
-
Речевые игры и упражнения
«Истории в картинках» «Четвертый лишний» «Небылицы»
-
Проблемно-речевые ситуации и речевые логические задачи. Чтение художественной литературы
«Как спасти зайку?» «Магазин» Чтение художественной литературы
-
Формы работы
С педагогами НОД Проведение открытых мероприятий Проведение мастер-классов Консультации Создание проектов Групповые собрания Разработка плана совместных мероприятий С родителями Беседы, анкетирование, папки-передвижки Консультации Проведение открытых мероприятий Совместное участие родителей и детей в праздниках и развлечениях Выставки совместных рисунков детей и родителей Родительские собрания Семейно-групповые проекты
-
Диагностика
Вывод: В результате коррекционной работы произошел существенный рост всех показателей развития речи-рассуждения у детей.
-
Транслируемость практических достижений
Опыт направлен на помощь педагогам, родителям- понять значение и необходимость развития речи-рассуждения у дошкольников;- подобрать материал для развития изучаемого вида речи. Трудности работы могут заключатся- в поиске индивидуальных подходов, учете интересов и познавательных способностей детей в реализации поставленных задач.
-
Вывод:Обучение детей речи-рассуждению способствует:
Развитию лексико-грамматического строя речи Расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль Умению выдвигать гипотезы и делать простые умозаключения Развитию чувства ритма, темпа речи Уменьшению количества речевых штампов Активизации речевой деятельности Появлению интереса к связным высказываниям типа рассуждения Повышению эффективности логопедической работы
-
Литература
Алексеева М.Н., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1997 Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1982 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1981 Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. М. 1996 Запорожец А.В. Развитие рассуждений у ребенка-дошкольника// Избранные психологические труды/ Под ред. В.В. Давыдова, В.П.Зинченко. М.1986. Т.1,2 Субботский Е.В. Развитие у ребенка представлений о причинности//Вопросы психологии 1989. №3 Ушакова О., Струнина Е., Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание, 1998 Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.2008 Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Педагогика,2001 Шадрина Л.Г., Семенова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет М.2012
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.