Содержание
-
Феномен дошкольного детства (4 часа).
Морозова О.В.
-
ПЛАН
1. Ребенок как субъект пед. процесса. Феномен ребенка. 2. Самоценность и уникальность дошкольного детства. Теория амплификации детского развития. 3. Факторы развития личности ребенка. 4. Возрастная периодизация развития ребенка. 5. Особенности развития и воспитания ребенка на разных этапах развития. 6. Цель, задачи, содержание воспитания дошкольника.
-
Ребенок как субъект детской деятельности
Субъект – это источник познания и преобразования действительности, носитель активности. Субъект – источник активности, направленной на объект. Ребенок дошкольного возраста как субъект – носитель активности как потребности в деятельности.
-
Развитие субъектных качеств ребенка
Ребенок становится субъектом не сразу и не случайно. Становление сознательной активности, инициативы, творчества, постепенное приобретение свободы и ответственности происходит совместно со взрослыми, сначала с родителями и близкими, а затем в общении с педагогом. Становление ребенка-субъекта может произойти, если в процессе его воспитания и обучения деятельность взрослых направлена на развитие субъектных свойств и качеств детей с самого раннего детства. Подавление активности и самостоятельности ведет к становлению пассивной личности. Систематическое ограничение активности ребенка тормозит его развитие. Оно протекает значительно дольше, с большим количеством психических и физических затрат, сопровождается капризами.
-
формирование субъектных свойств и качеств необходимо начинать с раннего возраста, ставя ребенка в позицию равноправного участника взаимодействия, учитывая его интересы и потребности, объективно подходя к оценке его деятельности и поведения, корректно направляя и стимулируя его активность, организуя необходимые условия для развития. Это требует от взрослых мастерства, терпения, уважения к подрастающему человеку и постоянного самосовершенствования.
-
Феномен ребенка. Есть ли принципиальные отличия между современными детьми дошкольного возраста и дошкольниками прошлых лет?
наглядно-образное и образно-логическое мышление развивается лучше. современные дети в большей степени ориентированы на будущее, чем их ровесники 1980-х и 1990-х гг. это предопределяет их познавательные и социальные интересы: дети быстро осваивают телевизор и мобильный телефон, компьютер и интернет, любят путешествовать, выезжают с родителями за границу, легко ориентируются в рекламе и др.
-
Что требуют от ребенка современные взрослые?
больше нацелены на результат, а не на процесс, на будущее, а не на настоящее. В результате изменяются требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, то теперь таким считается умный, успешный и независимый Человек. Поэтому у современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций – сопереживания и сочувствия, эстетические переживания и чувства, зато очень развиты интеллектуальные эмоции — удивление, радость от познания мира и самопознания и т.д.
-
Особенности современных дошкольников
Слабоволие, там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». привыкли к ситуациям вынужденной беспомощности: взрослые часто не хотят и боятся того, что их дети вырастают и ...перестают быть детьми. Дети это чувствуют — они боятся и не хотят взрослеть. сочетание внешней независимости с внутренней беспомощностью, скорости мышления и познания с увеличением периода социальной адаптации
-
эти проблемы связаны с «неотработанностью» основных векторов человеческих отношений в игре, неумением играть. нарушены предпосылки для перехода от предметной деятельности к игровой, необходимые для овладения ознакомительной, отобразительной, сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой, ролевой играми. В основном дети «застревают» на этапе сюжетно-отобразительной игры. В современных детских играх исчезает сюжетная составляющая: дети с трудом выстраивают сюжетную линию, а характерной чертой игры выступает структурная примитивность.
-
Значение игровой деятельности для развития ребенка
игровая деятельность — ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, так как реализует его потребность в социальной компетенции и определяет специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основных типов отношений между людьми (взрослый — ребенок, взрослый — взрослый, ребенок — ребенок, ребенок — взрослый) в игровой, воображаемой ситуации. определяет формирование психологических новообразований : становление моделирующих видов деятельности, иерархии мотивов поведения и умений произвольно управлять своим поведением, внутренней позиции личности ребенка-дошкольника.
-
Теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития
переход от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. установка на «самоценность» - отсутствие какого - бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если oн чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. основной путь развития ребенка — это амплификация развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
-
Теория амплификации детского развития А.В.Запорожца
для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер, дошкольное воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение. Непреходящими для дошкольного детства новообразованиями в развитии познавательной сферы А.В. Запорожец считал наглядно-образное мышление, в развитии эмоциональной сферы – социальные чувства (эмпатия, сопереживание, любовь к близким). Недостаточное развитие наглядно-образного мышления приводит к отвлеченности интеллекта от реальной действительности, неблагополучие эмоциональной сферы чревато затруднениями в установлении социальных контактов.
-
Ведущая закономерность развития ребенка
сочетанное влияние биологических и социальных факторов развития
-
Биологические факторы развития :
генетическая память, анатомо-физиологические особенности и особенности физиологии высшей нервной деятельности системы и функциональных систем организма, факторы беременности и протекания родов, особенности темперамента и др. Эти факторы развития задают «нижнюю» и «верхнюю» планку развития ребенка, его «биологический» возраст.
-
Социальные факторы развития
социальная ситуация развития ребенка и общение со взрослыми, влияние на его развитие первичных социальных институтов - семьи и детского сада - в виде организованного воспитания, механизмы социального опосредования формирования высших психических функций (внимания, восприятия, памяти и др.), знаково-символическая деятельность как особая деятельность, перестраивающую сознание ребенка; общение и совместная деятельность с другими детьми-сверстниками и представителями разновозрастных групп, детская субкультура, самовоспитание макросреда (общество в совокупности всех его проявлений).
-
Закономерности развития ребенка
развитие ребенка - усвоение общественно-исторического опыта, в процессе которого происходит очеловечение психики ребенка; стадиальностьи опосредованность развития ребенка социальной ситуацией, ведущей деятельностью и формой общения со взрослыми; гетерохронность (неравномерность) развития психических процессов ; наличие сензитивных периодов развития ; амплификация (обогащение) детского развития ; скачкообразность развития в дошкольном возрасте ; подготовка на каждом возрастном этапе условий для освоения новых видов деятельности, форм и способов взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, новой социальной позиции.
-
Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина
ряд возрастных этапов развития ребенка, характеризующихся относительной самостоятельностью и специфичностью (определяются анатомическими, физиологическими, физическими, психическими показателями) Младенческий возраст (от рождения до года) включает в себя этап новорожденности (от рождения до 1, 2 месяцев). Ранний возраст (от 1 до 3 лет). Дошкольный возраст (младший, средний, старший: от 3 лет до поступления в школу).
-
Периодизация Д.Б.Эльконинана основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста
младенчество – эмоциональное общение; ранний возраст – предметная деятельность; дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра.
-
Младенческий возраст(от рождения до года)
ССР- Взрослый ухаживает за ребенком, удовлетворяет и контролирует его потребности. Жизнеобеспечивающая зависимость от взрослых. ВВД – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. ПН – потребность в общении; хватание как основа манипулятивных и предметных действий, физическая самостоятельность (овладение ходьбой; овладение речью (звукоподражанием)
-
Ранний возраст(от 1 до 3 лет).
ССР- эмоциональная импульсивность, быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому, индивидуализм. Зарождение потребности в признании и уважении. Доминирует совместная деятельность со взрослым. ВВД – предметно-манипулятивная, предметно-орудийная деятельность. ПН – опыт освоения предметного мира, наглядно-действенное мышление, новые социальные мотивы, образ «Я», потребность действовать самому.
-
Дошкольный возраст
ССР – переход к самостоятельной деятельности, интерес к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям, образование «детского сообщества», осознание образа «Я» и значения своих поступков, ориентация на положительное подкрепление и поддержку, углубление и систематизация познавательных интересов, осознание необходимости учебной деятельности; ВВД – игровая (сюжетно-ролевая игра), продуктивная полидеятельность. ПН - освоение социальных отношений, наглядно-образное мышление (к концу – логическое и понятийное), способность к замещению и пространственному моделированию, произвольность, соподчинение мотивов деятельности, компетентность, самосознание.
-
В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет)
группы: 3 мес.- 1 год – первая группа раннего возраста; 1–2 года – вторая группа раннего возраста; 2–3 года – I младшая; 3-4 года – II младшая; 4 года - 5 лет - средняя; 5-6 лет - старшая; 6-7 лет – подготовительная. Педагогический процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.
-
Цель воспитания дошкольников
Концепция дошкольного воспитания: всестороннее гармоничное развитие ребенка, которое предусматривает: охрану и укрепление здоровья; обеспечение полноценного физического развития; всестороннее психическое развитие и формирование личности ребенка. Воспитание - процесс управления физическим, интеллектуальным, психическим, нравственным, эстетическим, социальным развитием, трудовой подготовкой, развитием экологической, половой, правовой, экономической культуры субъекта образования. «гармоничное» - согласованное, преемственное, равномерное развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. цель предполагает максимально полное раскрытие наследственных задатков человека.
-
Задачи дошкольного воспитания
классифицируются по содержанию — задачи физического, умственного, социально-нравственного, эстетического, трудового, экологического, полового воспитания.
-
Задачи физического воспитания
охрана и укрепление здоровья, совершенствование развивающегося организма, формирование двигательных умений и навыков, физических качеств, культурно-гигиенических навыков, устойчивого положительного эмоционального отношения к физическому воспитанию и здоровому образу жизни.
-
Задачи социально-нравственного воспитания
развитие нравственных качеств, способность устанавливать взаимодействие со взрослыми и детьми; адекватно проявлять и регулировать эмоции и действия; воспитание культуры поведения, становление нравственного сознания (суждений и оценок); усвоение социально выработанных нравственных норм, правил поведения и общения, формирование положительного эмоционального отношения к другим людям, миру.
-
Задачи умственного воспитания дошкольников
развитие речи, разных форм мышления, переход от наглядно-образного к проявлениям логического, формирование мировоззрения, освоение сенсорных эталонов, перцептивных (обследовательских) действий с предметами, формирование умения пользоваться эталонами в повседневной жизни, развитие умственных действий и мыслительных операций
-
Задачи трудового воспитания
формирование умений и навыков обслуживающего труда, ухода за ближним окружением, развитие элементарных трудовых операций, умения совместно трудиться, воспитание положительного эмоционального отношения к труду, бережного отношения к труду других, освоение знаний о трудовых профессиях.
-
Задачи эстетического воспитания
воспитание чувства прекрасного, эстетического отношения к миру, художественное развитие, формирование умения оценивать и самому создавать прекрасное в жизни, искусстве.
-
Задачи полового воспитания дошкольников
закладывание основ полового поведения, организация среды, способствующей правильной половой идентификации: формирование типа поведения ребенка, связанного со своим полом; воспитание положительного отношения к другому полу.
-
Задачи формирования основ экологической культуры
формирование бережного отношения к природе через осознание ее целостности и зависимости от человеческого разума; готовности к помощи субъектам природы (кормушки, посадки и т.п.), формирование положительного отношения к природе, основ экологического мировоззрения.
-
Задачи подготовки детей к обучению в школе
формирование обшей и специальной готовности детей к школьному обучению посредством решения вышеобозначенных задач и специальной педагогической работы по формированию мотивационной, социальной, личностной, интеллектуальной, физической готовности к школе и подготовке детей к усвоению учебных предметов и.
-
Содержание дошкольного воспитания
составляют физическое, нравственное, умственное, социальное, эстетическое, трудовое, экологическое, половое воспитание. В соответствии с ФГОС ДО Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
-
Социально-коммуникативное развитие направлено
на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
-
Познавательное развитие предполагает
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
-
Речевое развитие включает
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
-
Художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
-
Физическое развитие включает
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.