Содержание
-
Приказ МО РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (признать утратившими силу приказ МО РФ от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»). Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года. Министр Ливанов Д.В.
-
ФГОС разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка
Принципы Конституции, Конвенции: Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как важнейшего этапа в развитии человека. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогов, родителей, детей. Уважение личности ребенка. - Реализация Программы в специфических формах детской деятельности: игра, познание, творческая активность и др.
-
В ФГОС учитываются
Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией, и состоянием здоровья, определяющие его образовательные и индивидуальные потребности, в том числе детей с ОВЗ. Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации
-
Основные принципы дошкольного образования:
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного), обогащение («амплификация») детского развития. Построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей ребенка, при котором ребенок субъектом образования, собственного развития. Содействие и сотрудничество взрослого и ребенка; Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Сотрудничество ДОО с семьей. Приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Формирование познавательных интересов в различных видах деятельности. Возрастная адекватность дошкольного образования. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
-
Цели ФГОС
Повышение социального статуса дошкольного образования. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения. Сохранение единства образовательного пространства РФ в системе дошкольного образования
-
Задачи ФГОС
Охрана и укрепление физического, психического здоровья, эмоционального благополучия. Обеспечение равных возможностей для развития каждого ребенка (независимо от пола, нации, языка, статуса семьи и т.д.). Обеспеченности преемственности целей, задач, содержания дошкольного и начального образования. Создание условий для развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей. Формирование общей культуры личности детей (ЗОЖ, социальные, нравственные, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность, ответственность ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности). Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования. Формирование социокультурной среды развития дошкольника. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
-
Стандарт является основой для:
Разработки Программы. Разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования. Разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям ФГОС. Формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогов, а также проведения их аттестации. Оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укрепления их физического, психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей, и коррекции нарушений их развития.
-
Стандарт включает в себя требования:
К структуре Программы и ее объему. К условиям реализации Программы. К результатам освоения Программы
-
Содержание Программы охватывает образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие.
-
Социально-коммуникативное развитие:
Нравственные и моральные ценности, общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, развитие самостоятельности, саморегуляции, развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, формирование позитивных установок к различным видам труда творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
-
Познавательное развитие:
Развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания. Развитие воображения, творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
-
Речевое развитие:
Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров десткой литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
-
Художественно-эстетическое развитие
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
-
Физическое развитие:
Приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
-
Содержание ОО:
зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы; реализуется в различных видах деятельности: (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности) - как сквозных механизмах развития ребенка
-
2 месяца – 1 год. Младенческий возраст
Непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность, тактильно-двигательные игры
-
1 год – 3 года. Ранний возраст
Предметная деятельность, игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность
-
3 года – 8 лет. Дошкольный возраст
Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, другие виды игр); Коммуникативная деятельность (общение, взаимодействие со взрослыми и сверстниками); Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего митра и экспериментирования с ним); Восприятие художественной литературы и фольклора; Самообслуживание и элементарный труд (в помещении и на улице); Конструирование из разного материала (конструкторы, модули, бумага, природный, иной материал); Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений), пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах; Двигательная (овладение основными движениями).
-
Образовательная среда
Развивающая предметно-пространственная среда; Взаимодействие со взрослыми; Взаимодействие с другими детьми; Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
-
Структура ООП
Обязательная часть (не менее 60%)- реализация всех пяти образовательных областей в комплексе; Часть, формируемая участниками образовательных отношений (не более 40%) – здесь представлены выбранные или разработанные самостоятельно педагогами программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких ОО, видах деятельности, культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы Обе части взаимодополняют друг – друга
-
Три основных раздела: - Целевой (пояснительная записка, планируемые результаты); - Содержательный (содержание образовательного процесса с учетом ОО, вариативных программ, методических пособий, описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, описание разных видов деятельности,, культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности работы с родителями); - Организационный (описание материально-технического обеспечения, наличие методических материалов, режим дня, особенности традиций, праздников, особенности развивающей среды). В каждом из разделов отражается обязательная и вторая части
-
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей, может быть ориентирована на специфику национальных, культурных, других условий. Коррекционная работа, работа с детьми с ОВЗ. Описание специальных условий, программ, методов, занятий с данной категорией детей.
-
Дополнительный раздел ООП
Текст краткой презентации, которая должна быть ориентирована на родителей и доступна для ознакомления: возрастные категории детей, в том числе с ОВЗ; используемые примерные программы; характеристики взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
-
Требования к условиям реализации ООП ДО
Психолого-педагогические; Кадровые; Материально-технические; Финансовые; Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
-
Направлены на создание «социальной ситуации развития», включая создание образовательной среды, которая: - гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; - обеспечивает эмоциональное благополучие детей; - способствует профессиональному развитию педагогических работников; - создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; - обеспечивает открытость дошкольного образования; - создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.
-
Социальная ситуация развития
Социальная ситуация развития – это особое социальное пространство, которое создает взрослый для развития детской личности. Оно определяется системой социальных условий, которые взрослый организует при взаимодействии с ребенком.
-
Условия для социальной ситуации развития дошкольников
Обеспечение эмоционального благополучия детей через общение с ребенком, уважение его чувств и потребностей. Поддержка инициатив ребенка, право выбора деятельности, друзей, недирективная помощь в разных видах деятельности. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях (позитивных, доброжелательных отношениях между детьми). Развитие умения работать в группе сверстников. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка (зона ближайшего развития); Создание условий для развития мышления, речи, общения, воображения, творчества; Поддержка спонтанной игры детей, обеспечение игрового времени и пространства (допустимый объем образовательной нагрузки СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 № 26); Взаимодействие с родителями
-
При реализации программы может проводится оценка индивидуального развития детей
Оценка проводится воспитателем в рамках педагогического мониторинга (для оценки эффективности педагогических действий, для основы планирования образовательного процесса, индивидуализации дошкольного образования, оптимизации работы с группой детей). При необходимости проводится психологическая диагностика (с согласия родителей). В целях психологического сопровождения, проведения квалифицированной коррекции развития детей
-
Развивающая предметно-пространственная среда
Максимальная реализация образовательного пространства и территории. Общение, совместная деятельность. Двигательная активность. Условия для уединения.
-
Принципы ППРС
Насыщенность. Трансформируемость. Полифункциональность. Вариативность. Доступность. Безопасность.
-
Результаты освоения ООП – целевые ориентиры дошкольного тобразования
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций детей.
-
Целевые ориентиры (младенческий и ранний возраст)
Интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, проявляет настойчивость в достижении результата. Владеет навыками самообслуживания, проявляет самостоятельность, использует культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов. Стремится к общению со взрослыми, воспроизводит действия взрослых. Проявляет интерес к сверстникам, к стихам, песням и сказкам, стремится двигаться под музыку. Развита крупная моторика.
-
Целевые ориентиры (дошкольный возраст)
Овладевает культурными способами деятельности (игра, общение и др.); Положительное отношение к миру, к труду, людям, себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками, способен договариваться, разрешает конфликты; Развитое воображение; Развита устная речь; Развита крупная и мелкая моторика; Развита любознательность и др.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.