Содержание
-
Тема 3. Античная философия
Характерные черты и периодизация античной философии Философские школы досократического периода Философские взгляды классического периода Философские школы эллинистическо-римского периода pptcloud.ru
-
Литература:
Аристотель. Метафизика. Аристотель. О материи. Аристотель. Никомахова этика. Демокрит. Учение о бытии. Диоген Лаэртский. Этика стоиков. Парменид. О природе. Платон. Софист. Платон. Ион. Платон. Учение об идеях. Рассел Б. История западной философии. Кн.1. Древняя философия. – Спб.: Азбука, 2001. С.19-364. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб.пособие для вузов.– М.:Высш.шк., 1991.– 512 с.
-
Античность(от лат. antiquus – древний) просуществовала 1200 лет, начиная с VIIв.до н.э. по Vв. н.э.
Характерные черты античной философии: космоцентризм – стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом; онтологизм – центральной философской проблемой стала проблема бытия; были заложены два направления в философии – идеалистическое («линия Платона») и материалистическое (линия Демокрита)
-
-
-
Периодизация античной философии:
I период - досократический (VII-Vвв. до н.э.) II период - классический (сер.V- конец IV вв. до н.э.) III период - эллинистический(конец IV-II вв. до н.э.) IV период - римский(I в. до н.э.-V в.н.э.)
-
«Досократические» школы:
Милетская школа или школа «семи мудрецов» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Гераклит Эфесский; Пифагорейская школа; Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон); Атомистическая школа (Левкипп, Демокрит)
-
Особенности досократических школ:
ярко выраженный космоцентризм; гилозоизм; переход от мифа к логосу; поиск первоначала как субстанциональной основы мира; диалектические идеи Гераклита; проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления (элеаты); учение об атомах и принцип детерминизма (атомисты); доктринерский(недискуссионный) характер философских учений
-
Поиск первоначала:
Фалес – вода Анаксимандр – апейрон Анаксимен – воздух Гераклит – огонь Пифагор - число Левкипп, Демокрит - атом
-
Основные направления классического периода:
философско-просветительская деятельность софистов; философия Сократа; зарождение «сократических» школ; философия Платона; философия Аристотеля
-
Особенности классического периода:
переход к проблеме человека: «Человек есть мера всех вещей» (софисты и Сократ); рациональная этика Сократа; выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон); положили начало спору между материализмом и идеализмом; проявили интерес к проблеме человека, общества и государства; выработали новый метод философствования
-
Историческое значение Сократа (469-399 гг. до н.э.):
выдающийся философ-педагог; выработал метод «майевтики»; сторонник этического рационализма; калокагатия как единство красоты и добра; ввел диалогический метод нахождения истины; воспитал много учеников
-
Главные положения философии Платона (427-347 гг. до н.э.):
автор более 80 произведений; основал философскую школу «Академия»; положил начало объективному идеализму; истинное познание – это познание мира «чистых идей»; впервые глубоко исследовал проблемы общества и государства, выделил 6 типов существующих государств; автор учения об идеальном государстве.
-
Историческое значение философии Аристотеля (384-322 гг.до н.э.)
Автор огромного философского наследия: «Метафизика», «О душе», «Никомахова этика», «Политика», «Поэтика» и др. внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона; дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; выделил 10 философских категорий и дал определение бытия через них; внес существенный вклад в развитие логики; выделил 6 типов государства и дал понятие идеального типа – политии
-
Философские школы эллинистическо-римского периода:
кинизм (Антисфен, Диоген); эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар); стоицизм ((Зенон из Китеона, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий); скептицизм (Пиррон) неоплатонизм (Плотин)
-
Особенности эллинистическо-римской философии:
сделали второстепенными все вопросы объективного миропорядка и стали обращаться к проблемам личной жизни человека; философия должна показывать человеку путь к добродетельной (аскетической) жизни (киники); индивидуалистическая этика Эпикура как путь к свободе человека; человек не властен изменить судьбу, но он властен по отношению к ней (стоицизм); единственный верный способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений (скептицизм); идея творения высшим бытием низшего путем эманации (неоплатонизм).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.