Содержание
-
Философская герменевтика Гадамера и Рикера.
Норкиной Елены,
-
Герменевтика
направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
-
Ганс-Георг Га́дамер (1900 —2002,) — немецкий философ, основатель «философской герменевтики». «Истина и метод» (1960)
-
герменевтика имеет дело с универсальностью понимания и интерпретациями Искомая универсальность относится к кругу объектов понимания, к культуре как целому, организованной на основе языка
-
понимание есть «род круга» — повторяющая структура, где всякая новая интерпретация ссылается на предпонимания и возвращается к ним. отношение интерпретирующего к традиции всегда диалогичное и языковое. (Язык— это в основном разговорный язык, то есть язык диалога). язык есть прежде всего опыт мира.
-
герменевтика занимается не только текстом, но и всем тем, что мы можем сообщить. Важным для герменевтического опыта является как раз голос и слух Другого — как в текстах, так и в других проявлениях человека. понимание означает в первую очередь способность поставить себя на место Другого и рассмотреть оттуда себя самого. понимание определено традицией
-
три специфических значения традиции
1) традиция может означать традиционность и указывать на преемственность или непрерывность, которая всегда присутствует, например, в строительстве, живописи или музыке. Традиция проявляется в качестве непрерывности интерпретаций, которую должно признавать всякое понимание и любая интерпретация. 2)традиция может означать определенное содержание предания. Его мысль состоит в том, что традиции всегда уже говорят нам нечто, прежде чем мы начинаем говорить в них, о них и с ними. Традиции принципиально открыты для других традиций и целенаправленны в разговоре друг с другом. 3)традиция означает признание авторитета и его знаний. В этом смысле традиция для нашего понимания оказывается прежде всего голосом Другого, для которого следует быть всегда открытым. Ибо этот голос передает нам опыт и понимание положения дел и ситуаций, которые мы пытаемся понять. Мысль Гадамера никоим образом не означает, что этот голос следует одобрять и принимать без критики. Наоборот, следует слушать голос традиции, всерьез принимать его и вступать с ним в разговор. Ибо только в традиции, а не вне ее, можно варьировать, возобновлять, продолжать и оспаривать голос Другого.
-
задачи исторической науки
Историзм 19 в. изъял из исторической сферы «герменевтическое измерение»: историю стали изучать, вместо того чтобы ее понимать. Чтобы понимать нужно обратиться к языку. В стихии языка осуществляется как понимание человеком мира и его самопонимание, так и понимание людьми друг друга.
-
Поль Рикёр (1913—2005) французский философ, один из феноменологической представителей философской герменевтики. «История и истина»
-
Рикёр приходит к герменевтике из феноменологии, и в частности из феноменологии религиозного опыта. Важнейший элемент последнего - феномен греховности. феномен признан, которое есть не что иное, как языковое событие. перед феноменологом встает задача интерпретации. 1) символов греха и вины, 2) мифов о грехопадении и избавлении.
-
Задача герменевтики
раскрытие смысловых структур, обладающих избыточностью. Такими структурами являются символы.
-
три основных типа символа
1)космические, или "иерофанические", 2) символы сновидений, или «онирические» 3) поэтические символы. Первые составляют предмет феноменологии религии, вторые - психоанализа, третьи - литературной критики.
-
Недостаточность структуралистского: Структурализм ограничивается проблематикой "семиологии" (рассматривающей знаки как элементы системы) и не выходит на уровень "семантики" (рассматривающей знаки как элементы дискурса).
-
Т. о., в отличие от Гадамера, в конечном итоге сводящего герменевтический опыт к языковому опыту, Рикёрперенацеливает герменевтику на интерпретацию внеязыковых феноменов. Герменевтика должна поэтому вступить в продуктивный диалог с теориями интерпретации, поставляемыми такими направлениями исследования; как психоанализ и структурализм.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.