Презентация на тему "Философская мысль беларуси"

Презентация: Философская мысль беларуси
1 из 8
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Философская мысль беларуси", включающую в себя 8 слайдов. Скачать файл презентации 0.4 Мб. Средняя оценка: 3.5 балла из 5. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    8
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Философская мысль беларуси
    Слайд 1

    Философская мысль беларуси

    Факторы, повлиявшие на специфику философствования в Беларуси: отсутствие в истории самостоятельной национальной формы государственности (территориально белорусские земли входили в состав других государственных систем - ВКЛ, Речи Посполитой, Российской Империи, СССР); трудности в национально-культурной самоидентификации мыслителей, т.к. некоторые из них в равной степени принадлежат культурам других стран (например, С. Будный, К. Лыщинский, С.Полоцкий, Г.Конисский, М.Смотрицкий и др.); невозможность однозначного соотнесения философских текстов с национальным языком, т.к. они долгое время писались преимущественно на латинском либо польском языках; отсутствие национальных тем для философского осмысления, поскольку только со второй половины XIX в. актуализируются понятия белорусской национальности, национально-культурной идентичности, повышается внимание к статусу белорусского языка и др.; становление и развитие философской мысли осуществлялось преимущественно в рамках доминирующих в культуре воззрений - религиозных, просветительских, национально-освободительных, идеологических.

  • Слайд 2

    основные этапы развития Философской мысли беларуси

    Предфилософский (период Киевской Руси, X - XII вв.). 2. Философская мысль Беларуси периода ВКЛ (XIII - XVI вв.); 3. Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой (кон. XVI - XVIII вв.); 4. Философская мысль Беларуси периода Российской империи (XIX- нач. XX вв.); 5. Философская мысль Беларуси в XX веке.

  • Слайд 3

    Философская мысль периода ВКЛ

    Основные отличия отечественного гуманизма от западноевропейского: 1. Принцип индивидуальной свободы уступил место идее служения человека общему благу. 2. Доминирование идеи права как одного из основных институтов государственного управления. 3. Тесная связь белорусской гуманистической философии с идеями и практикой Реформации. Направления в философской мысли ВКЛ: 1) Гуманистическое (Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Андрей Волан, Лев Сапега); 2) Умеренное реформационно-гуманистическое (Сымон Будный, Фауст Социн, Василий Тяпинский); 3) Радикальное реформационно-гуманистическое (Петр из Гонендза, Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц).

  • Слайд 4

    Франциск Скорина (ок. 1490 - ок. 1541)

    Придерживался теологической концепции креационизма, т.е. считал, что мир и человек сотворены Богом «из ничего». Разграничивал веру и знание (концепция двойственной истины). В частности, выделял библейскую мудрость и мудрость философскую, которую понимал как знание сущего. Библия для Ф. Скорины - безусловный авторитет веры, источник нравственности, главный объект познания, кладезь естественнонаучных, историко-правовых, философских знаний. Рассматривал человека как существо разумное, нравственное и общественное. Пересмотрел средневековую христианскую доктрину смысла человеческого существования, где земная жизнь является только этапом к жизни вечной. Нравственный идеал Ф. Скорины - христианская гуманистическая концепция жизни, в центре которой - понятия общего блага и справедливости. В качестве высшего блага выступает разумная, нравственная и общественно полезная жизнь человека. Являлся сторонником теории «естественного права», под которым понималась совокупность вечных и неизменных принципов, вытекающих из самой человеческой природы. Естественное право выступает основой писанного закона и морали. Основная задача права - гармонизация отношений между всеми слоями и классами общества. Право - не воля господствующего класса, а особый институт, учитывающий интересы всех людей. Предпочитал просвещенную монархию другим формам государственного устройства. Комментарии к «Библии» «Малая подорожная книжица» «Апостол»

  • Слайд 5

    Философская мысль периода Речи Посполитой. Симеон Полоцкий (1629-1680)

    Являлся сторонником союза белорусского, русского и украинского народов. Подразделял философию на «разумительную» (логику), «естественную» (физику) и «нравную» (этику). Если бы люди жили по христианским нравственным заповедям, то философия им была бы не нужна. Однако мир и человек несовершенны, поэтому она необходима, причем не только человеку, но и государству. Считал, что мир состоит из трех частей: первообразного мира (бога), макрокосмоса (природы) и микрокосмоса (человека). Бог является активным и творящим духовным началом, которое «из ничего» творит все. В результате творения возникают две части мира: вещественная и духовная. Из стихий образуется природа, а на основе духовной части - ангелы и душа человека. Сочетание материальной и духовной частей образуют человека. Бог непознаваем. В него надо только верить. Другие две части: природа и человек - познаваемы. Природу он сравнивает с книгой, которую доступно прочитать и изучить каждому человеку. В познании большую роль играют как органы чувств, так и разум. Человек определяется как существо «содружное» (общественное и деятельное). Он должен вести активный, общественно полезный образ жизни, избегая как сурового аскетизма, так и праздности. Политический идеал Симеона Полоцкого - сильная и просвещенная монархия, в которой «почитается закон». Главную причину общественного неустройства видел в невежестве и необразованности людей. Единственное средство их преодолеть - распространение в государстве просвещения, открытие школ, в которых учились бы представители всех сословий. «Жезл правления»

  • Слайд 6

    Философская мысль периода Речи Посполитой. Казимир Лыщинский (1634-1689)

    Атеизм Лыщинского вытекал из философского материализма. Обосновывал он его следующими причинами: 1. натурализм явлений природы, которая вечна во времени, бесконечна в пространстве и развивается по своим законам без какого-либо сверхъестественного вмешательства. 2. невозможность логического доказательства бытия Бога. Никакая логика не способна совместить такие теологические догматы, как троичность Бога и его единство. 3. происхождение религии, которая, с одной стороны, является результатом невежественности простого народа, а с другой, - социальным институтом, тесно связанным с властью, защищающим и оправдывающим несправедливость существующих в обществе порядков. 4. несводимость истин откровения к велению разума. «О несущество-вании Бога»

  • Слайд 7

    Философская мысль периода Российской империи

    В философской мысли данного периода доминируют идеи Просвещения. На первом этапе белорусского Просвещения в философской мысли доминируют идеи экономического учения физиократов, признававших землю единственным источником богатства, а сельскохозяйственный труд - единственной формой производительного труда. Для него были характерны: деизм, концепции естественного права (порядка) и общественного договора, биологизм в понимании общества. Представители: И. Хрептович, И. Стройновский. На втором этапе просветительская мысль эволюционирует к проблеме человека с его правом на свободу (филоматы, филореты, «променистые»). Одной из главных тем становится поиск путей восстановления национальной независимости. Члены тайных студенческих обществ считали, что изучение наук должно приносить пользу родине. Для этого необходимо хорошо знать гуманитарные науки, ибо только они в состоянии раскрыть природу деспотизма. Выступали за отмену крепостного права. Новое общество необходимо создать на принципах естественного права, равенства и свободы. Нравственное состояние общества они напрямую связывали с формой государственного управления. В формировании добродетелей велика также роль религии и права. Представители: О.Ежовский, Я. Чечот, А. Мицкевич и др. На третьем этапе преобладают идеи революционного демократизма. Мировоззрение белорусских революционных демократов формировалось по трем взаимосвязанным направлениям: социально-философскому (с идеей общего блага); обоснованию этико-гуманистического идеала и отражению его в системе ценностей новой эстетики, основанной на принципах реализма в искусстве; рассмотрению проблем свободы, человека как индивидуума, народа в целом. Представители: К. Калиновский, Ф. Богушевич, М.Богданович, Янка Купала (И.Луцевич), Якуб Колас (К. Мицкевич).

  • Слайд 8

    Философская мысль Беларуси в XX веке

    В начале XX в. в отечественной философской и общественно-политической мысли существовали три направления: религиозно-идеалистическое (Я. Окунь, Д.Скрынченко, В. Самойла), национально-возрожденческое (И. Абдиралович, В.Ластовский,, А. Цвикевич) и марксистское (Б. Быховский, С. Вольфсон, С.Каценбоген, Н. Никольский).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке