Содержание
-
Фонематическая дислексия. Акустическая дисграфия и артикуляционно-акустическая дисграфия.
Подготовили: студенты 2 курса ППФ 526 группы Панкова Мария Помелова Александра Илларионова Александра
-
Фонематическая дислексия по причине нарушения фонематического восприятия
Причины – недоразвитие функций фонематической системы. Функции: смыслоразличительная; фонематическое различение(дифференциация фонем); фонематический анализ. Ошибки: замены при чтении звуков артикуляционно или акустически близких, побуквенное чтение.
-
Акустическая дисграфия (дисграфия на основе нарушения фонемного восприятия)
Механизм этого нарушения чаще всего связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Основные ошибки: замена букв, обозначающих фонетически близкие звуки при правильном произнесении этих звуков в устной речи. Состояние устной речи: ринолалия, дизартрия, ОНР или ФФН. При тяжелых случаях наблюдается алалия или ринолалия.
-
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Свойственна детям с непреодоленными нарушениями в артикуляции или с неокончательно автоматизированными звуками. Основные ошибки: пропуски букв, соответствующих состоянию устной речи ребенка; замены букв. Состояние устной речи: ринолалия, дизартрия, дислалия, ФФН или фонетическое недоразвитие.
-
Артикуляторно-акустическая дисграфияпроявляется в том, что ребенок заменяет буквы, соответствующие фонетически близким звукам (звонкие-глухие, свистящие-шипящие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав), а также неправильно обозначает мягкость согласных на письме («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).
-
Коррекционные мероприятия
При устранении фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания необходимо работать над развитием фонематического восприятия.
-
Этапы развития фонематического восприятия
Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах). Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом. Узнавание звука в слове. Определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине слова). Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие, р и л). Придумывание слов на определенный звук.
-
Основные рекомендации
При устранении дислексии и дисграфии каждый из звуков в процессе работы соотносится с определенной буквой. При коррекции дисграфии большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков. Устранению артикуляторно-акустической дисграфии предшествует работа по коррекции нарушений звукопроизношения. На начальных этапах работы рекомендуется исключить проговаривание, так как оно может вызвать ошибки на письме.
-
Коррекционная работа при акустической дисграфиивключает в себя следующие этапы: -Узнавание неречевых звуков; -Различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте и силе голоса; -Различение слов, близких по звуковому сходству; -Дифференциация слогов; -Дифференциация фонем; -Развитие навыков элементарного звукобуквенного анализа и синтеза слов. Чтобы преодолеть артикуляторно-аккустическийвид дисграфии, нужно работать над четкой слуховой дифференциацией звуков, которые ученик плохо различает на слух.
-
Упражнения по устранению акустической дисграфии.
Запиши слова-названия картинок. Выдели в словах буквы а-я и согласные перед ними цветными карандашами (гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым).
-
Помоги ежику собрать грибы – подбери и запиши слова с мягким знаком на конце слова.
-
«Подружи» буквы П – Б со словами: Помоги Буратино собрать фрукты и овощи: выпиши названия фруктов и овощей. Обведи в кружок красного цвета слова, в которых есть буква Л, а в зеленый кружок – слова с Р.
-
При устранении фонематической дислексииможно использовать следующие упражнения: придумать слова, начинающиеся на определенный звук, например [Р]: радость, робот, радуга (звук в середине слова – корка, парта, пирог; звук в конце слова – комар, помидор); придумать слова с тремя, четырьмя или пятью звуками; поднять цифру с количеством звуков в слове; придумать цепочку слов, в котором слово начинается на тот звук, которым заканчивалось предыдущее слово (кот – тапки – ириска – ананас – сон – носок – корона…); составить слово из первых слогов слов, например: из слов «дорога», «машина» — «дома»; придумать предложение с определенным количеством слов; определить, какое по счету место занимает названное слово в предложении.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.