Содержание
-
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП) (автор Н.Я.Семаго)
Подготовила педагог-психолог Парастаева Е.А.
-
Программа ФПП включает 2 раздела:
1) формирование собственно пространственных представлений; 2) формирование квазипространственных представлений.
-
Раздел 1
Этап 1: Работа по формированию представлений о собственном лице и теле Подэтап 1А: работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей лица по параметрам: выше всего; ниже всего; выше, чем; ниже, чем. В работу вводятся предлоги: «НАД», «ПОД», «МЕЖДУ»: что находится над? что находится под?
-
Этап 1: Работа по формированию представлений о собственном лице и теле Подэтап 1 Б: анализ положения других частей тела по вертикальной оси: рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо); непосредственно тела (шея, плечи, грудь, спина, живот); ног (стопа, голень, колено, бедро)
-
Этап 1: Работа по формированию представлений о собственном лице и теле Подэтап 1 В: отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к собственному телу . Через представления «ВЫШЕ, ЧЕМ…», «НИЖЕ ЧЕМ…», предлоги «НАД», «ПОД» и «МЕЖДУ» анализируется взаиморасположение объектов
-
Этап 2: Продолжение работы над схемой тела, объектах, расположенных по отношению к телу по горизонтальной оси Подэтап 2 А: введение представления: «БЛИЖЕ К», «ДАЛЬШЕ ОТ». Перенос понятий «ВЫШЕ», «НИЖЕ» в горизонтальную плоскость, т.е «рабочую» плоскость стола (ключевой момент овладения пространственными представлениями).
-
Этап 2: Продолжение работы над схемой тела, объектах, расположенных по отношению к телу по горизонтальной оси Подэтап 2 Б: переход от понятий «ВЫШЕ», «НИЖЕ» к понятиям «НАД», «ПОД» Отработка предлогов «ПЕРЕД», «ЗА».
-
Этап 2: Продолжение работы над схемой тела, объектах, расположенных по отношению к телу по горизонтальной оси Подэтап 2 В: переход анализа горизонтального пространства «впереди» в анализ «бокового» горизонтального положения Анализ позиций близости: «БЛИЖЕ, ЧЕМ», «ДАЛЬШЕ ЧЕМ».
-
Этап 3: Работа над дальнейшим совершенствованием схемы тела с упором на «ПРАВО-ЛЕВУЮ» ориентировку. Подэтап 3 А: работа проводится с ведущей рукой ребёнка: в отношении правой руки – то, что «ДАЛЬШЕ», то «ПРАВЕЕ» в отношении левой руки – то, что «ДАЛЬШЕ», то «ЛЕВЕЕ»
-
Этап 3: Работа над дальнейшим совершенствованием схемы тела с упором на «ПРАВО-ЛЕВУЮ» ориентировку. Подэтап 3 Б: отрабатываются представления :«СЛЕВА ОТ», «СПРАВА ОТ», ЛЕВЕЕ, ЧЕМ», «ПРАВЕЕ, ЧЕМ». Отработка пространственного представления «СЗАДИ».
-
Раздел 2
Этап 4: Формирование общности представлений о количественных пространственно-временных понятиях и их соотношениях Подэтап 4 А: закрепление числового ряда через последовательное изображение объектов в определенном направлении (слева-направо)
-
Этап 4: Формирование общности представлений о количественных пространственно-временных понятиях и их соотношениях Подэтап 4 Б: анализ временного распорядка дня ребёнка а б в г д Вечер Ночь а – встаю б – умываюсь в – завтракаю г – играю д – иду гулять Утро День Вечер Ночь Завтрак Обед Ужин
-
Этап 4: Формирование общности представлений о количественных пространственно-временных понятиях и их соотношениях Подэтап 4 Б: анализ последовательности времени суток, времен года, дней недели, месяцев в году Декабрь Январь
-
Этап 5: Формирование навыков ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов Анализируются представления: «что было раньше», «что позже», «что до», «что после»
-
Этап 6: Формирование сравнительных степеней прилагательных Обрабатываются пространственные признаки качества: «ВЫСОКИЙ-НИЗКИЙ», «ШИРОКИЙ-УЗКИЙ», «ТОНКИЙ-ТОЛСТЫЙ» и т.п. Проводится работа с эмоционально значимыми понятиями в парах: «ДОБРЫЙ-ЗЛОЙ», «ХОРОШИЙ-ПЛОХОЙ». Работа по формированию сравнительных степеней прилагательных, наречий (маленький; чуть больше, чем; еще больше, чем; большой и т.п.)
-
Этап 7: Формирование сложных речевых конструкций Задание типа «Закончи предложение»: Перед тем как прийти домой…; Перед тем как идти гулять, я…; Вопросы типа: Что длиннее: час или сутки?; Что короче: день или секунда?; Какое время года бывает перед осенью?; После какого дня недели наступает пятница?; Какой месяц является последним месяцем весны?
-
Программа ФПП решает следующие задачи: Развитие вербального анализа и вербально-логического мышления; Работа над расширением словарного запаса и увеличением объема общей осведомленности ребёнка; Коррекция ошибок оптико-пространственного типа, слитного написания предлогов в письменной речи Ориентация во временных представлениях, в пространстве времени, временных интервалах; Коррекция трудностей понимания сложных грамматических конструкций, в том числе пространственно-временных и квазипространственных.
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.