Содержание
-
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Булай Л.В., учитель - логопед БДОУ г. Омска «Детский сад № 56 комбинированного вида»
-
Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем ее развития. В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представле-ний (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Самые первые проявления данной патологии наблюдаются уже задолго до начала школьного обучения – в детском саду. Если в дошкольном возрасте функции, имеющих прямое отношение к процессу письменной речи, не сформированы, то позднее это обязательнопроявится в виде специфических ошибок впроцессе письма и чтения. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте очевидна.
-
Нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к появлению целого ряда ошибок на письме:
- трудности ориентировки на листе бумаги и нахождения начала строки; - замены букв по кинетическому принципу (б-д, а-о, и-у); - смешения по оптическому принципу (в-д, л-м, п-т); - недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, неправильное расположение элементов букв относительно друг друга, зеркальное написание букв; пропуски, перестановки, вставки букв и недописы-вание слов;
-
Идея опыта: организовать работу с детьми, имеющими общее недоразвитие речи таким образом, чтобы предупредить предпосылки оптической дисграфии. Цель: профилактика и коррекция нарушений буквенного гнозиса, то есть опознавательного процесса буквенного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления..
На решение данной цели направлены следующие задачи: 1.Развивать зрительное восприятие. 2.Формировать пространственное восприятие, зрительно-пространственный анализ и синтез, пространствен- ные представления. 3.Развивать зрительно-моторную координацию. 4.Развивать буквенный гнозис, учить дифференци- ровать смешиваемые буквы.
-
Этапы, по которым проходила работа: І. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) Развитие восприятия и цвета. Развитие восприятия и формы. Развитие восприятия размера и величины.Упражнения назвать контурные изображения предметов; перечёркнутые контурные изображения; выделить контурные изображения, наложенные друг на друга; задания на узнавание букв (найти букву среди ряда других букв, назвать или написать буквы, обвести контуры букв, добавить недостающий элемент).
-
ІІ. Развитие зрительной памяти Запоминание расположения предметов, восстановление порядка расположения по памяти; запоминание расположения и цвета геометрических фигур, воспроизведение этих фигур на листе бумаги; восстановление пар фигурок; сравнение двух картинок и нахождение их отличий; запоминание расположения предметов в течение нескольких секунд, восстановление порядка их расположения на столе.
-
ІІІ. Формирование пространственных представлений, зрительно -пространственного анализа и синтеза
Ориентировка на собственном теле (правые и левые); ориентировка в окружающем пространстве (сбоку, спереди, напротив); дифференциация правых и левых частей предмета; работа с предлогами, обозначающими пространствен-ные отношения; анализ графических изображений и букв, составляющих их элементы.
-
Найти букву среди графически сходных.Соотнесение букв, написанных разным шрифтом.Обвести, раскрасить, вылепить буквы.Конструирование букв.Дифференциация расположения элементов букв.
ІV. Формирование буквенного гнозиса
-
Результативность:При систематичной и планомерной работе (2 года обучения), к моменту поступления в школу у большинства выпускников сформированность зрительно - пространственных представлений и навыков звукового анализа и синтеза достигла высокого уровня. Повысился интерес к обучению, улучшилось внимание, восприятие; дети научились видеть, слышать, рассуждать. Появился интерес к процессу чтения и письма, исчезло эмоциональное напряжение и тревожность. Развилась способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал. Что естественно поможет детям успешно учиться в школе.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.