Содержание
-
Причины и устранение оптических ошибок на письме у младших школьниковВыполнила: учитель-логопед МБОУ Лицей № 15Безуглова И.Ю.
-
Дислексия и дисграфия – частичное нарушение процесса чтения (письма), проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе.
Причины: Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма. Задержки в созревании этих зон и нарушение их функционирования. Длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития. Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье, двуязычие, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).
-
Оптическая дисграфия и дислексия –
нарушения письма и чтения, обусловленные недоразвитием зрительно-пространственых представлений, несформированными латерализацией и двигательных навыков; вызывается несформированностью или нарушением в формировании оптических речевых систем в головном мозге (теменная и затылочная области)
-
Причины ошибок
трудности в различении правой и левой руки, несформировавшаяся латерализация; нарушения умения определять направления в пространстве (справа, слева, вверху, внизу, сзади, впереди, между); нарушение зрительного восприятия; дефекты зрительного внимания и памяти; трудности конструирования, т.е. собирания из отдельных частей картинок, букв, геометрических фигур (конструктивный праксис); трудности в запоминании и повторении последовательности движений (пересчёт пальцев, проба «кулак-ребро-ладонь» и др.)
-
Недостатки зрительно-пространственного восприятия
Трудности формирования зрительного образа буквы: нарушается соотношение элементов, путаются сходные по конфигурации буквы, лишние или недописанные элементы. Трудное запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп, угадывание, возвратные движения глаз. Обучающийся не видит строку, не может правильно расположить буквы в строке или переходит с одной строки на другую. Обучающийся не может правильно скопировать букву, цифру, геометрическую фигуру.
-
«Группы риска»
дети, имеющие в анамнезе патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года (более 30% детей, имеющих трудности при обучении письму) дети ослабленные, часто болеющие дети с различными неврологическими нарушениями или с черепно-мозговыми травмами дети, у которых имеется задержка в развитии тех или иных функций головного мозга леворукие дети (особенно при переучивании) школьники, для которых русский язык не является родным
-
Проявление оптической дисграфии
Замены графически сходных рукописных букв: - состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Б - Д, Н – П – И, Т – Г, Ш – Т, П – И, В – Д, З – Е, С-Э) - состоящих из разного количества совершенно одинаковых элементов (И – Ш, Л – М, Ц – Щ) - включающих одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (И-Ш, Ш – Щ, И – Ц, И – У, Х – Ж, Б – Д, О – А, П – Т, Л – М). ); Зеркальное написание букв (С Э К Я ) Недописывание элементов или появление лишних (графические ошибки) Перестановка букв при чтении (РАК - КАР, НОС - СОН) Письмо справа налево. Неправильное расположение букв в строке, определение границ слов.
-
Выявление предпосылок оптической дисграфии и дислексии
1) Понимание значения предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу, какспособ выяснения зрительно-пространственных представлений («книга-карандаши») 2)Правильность ориентировки в правой и левой стороне пространства 3)Уровень развития зрительного анализа и синтеза Какими деталями будут отличаться две похожие вазы Сложи по образцу из разрезных картинок или кубиков какой-либо предмет 4) Особенности общей моторики (исследование пространственной организации)
-
5) Особенности мелкой моторики Исследование пальцевого праксиса(оптико-кинетическая, статическая организация движений).Предлагается соединить 1-2 пальцы в виде кольца, вытянуть 2 и 3 пальцы,2 и 5 (остальные при этом согнуты) Динамическая организация движений. Перебор пальцев («пальчики здороваются»), сначала в медленном, потом в быстром темпе. «Игра на рояле». 6) Исследование зрительно-пространственных функций Определение ведущей руки, ноги, глаза, уха Ориентировка в окружающем пространстве (что слева от тебя, что справа, что вверху, а что внизу) Выполнение проб Хеда(«покажи правой рукой левый глаз», «покажи правые и левые части человека, сидящего напротив тебя») Составление картинки, разрезанной на 5,6,7,8 частей Конструирование фигур из палочек по образцу и по представлению
-
Этапы коррекционной работы при оптико-пространственных нарушениях
1. Развитие зрительно восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса); 2. Расширение объема зрительной памяти; 3. Формирование пространственных и временных представлений; 4. Развитие зрительного и слухового анализа и синтеза; 5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией; 6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
-
Развитие зрительного гнозиса: - развитие восприятия цвета; - развитие восприятия формы; - развитие восприятия размера и величины. Развитие буквенного гнозиса: - развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; - дифференциация расположения элементов букв.
-
Развитие зрительного анализа и синтеза. Уточнение и расширение объема зрительной памяти: - развитие запоминания формы предметов; - развитие запоминания цвета; - развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом – геометрические фигуры и лишь затем – буквы). Формирование пространственного восприятия и представлений: - ориентировка в схеме собственного тела; - дифференциация правых и левых частей предмета; - ориентировка в окружающем пространстве. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения. Развитие зрительно-моторных координаций.
-
Развитие зрительного гнозиса
1. Назвать предметы по их контурам. 2. Назвать недорисованные предметы. 3. Назвать перечеркнутые изображения. 4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга. 5. Определить, что неправильно нарисовал художник. 6. Распределить предметы по величине. 7. Распределить предметы по их реальной величине. 8. Подбор картинок к определенному цветовому фону. 9. Игра «Геометрическое лото». 10. Подбор одинаковых полосок. 11. Определение правой и левой части разноцветных полосок. 12. Подбор парных карточек с геометрическими фигурами.
-
13. Нахождение фигуры среди других. 14. Срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок. 15. Срисовывание серии полукругов и линий. 16. Рисование серий по представлению. 17. Узнавание одной из серий среди сходных изображений. 18. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет его зеркальное отражение. 19. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников. 20. Дорисовывание симметричных изображений. 21. Составление разрезанных на части картинок. 23. Дополнение рисунка. 26. Конструирование фигур из спичек. 27. Анализ нелепых картинок.
-
Развитие буквенного гнозиса
1. Найти букву среди ряда других букв. 2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом. 3. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. 4. Определить букву в неправильном положении. 5. Обвести контурные изображения букв. 6. Дописать букву. 7. Выделить буквы, наложенные друг на друга. 8. На фоне контурных изображений предметов найти «спрятанные» буквы. 9. Конструирование печатных и рукописных букв из элементов. 10. Реконструирование буквы.
-
-
Называние всех букв алфавита, предъявляемых в любом порядке.Это позволит выяснить не только возможность различения сходных букв, но и знание букв вообще.
-
Основные приёмы коррекционной работы при смешении букв
Вырезать из бумаги (из картона, бархата или мелкой наждачной бумаги) письменные буквы (например Б-Д), обводить пальцем по контуру с открытыми и закрытыми глазами. Списать слова, где есть эти буквы и выделить их разными цветами. Прочитать текст и выписать из него слова сначала с одной, потом с другой буквой. Придумать самостоятельно слова и записать их в отдельные столбики, подчёркнув буквы разными карандашами. Найти в книге слова с этими буквами, выписать и подчеркнуть смешиваемые буквы. Написать слова под диктовку в разные столбики. Прочитать и списать слова, вставляя вместо точки пропущенные буквы. Списать предложения, вставляя пропущенные слова, подчеркнуть буквы разным цветом и т.д. Частотность букв, многократное повторение, дифференциация!
-
-
-
Виды упражнений
-
-
-
-
Если положить руки перед собой, то справа будет правая рука, а слева - левая. Еслискрестить руки и положить их перед собой, то кисть правой руки окажется слева, а кисть левой руки – справа
-
Пририсуйлевым рукам браслеты. Пририсуй правым рукам колечки на безымянном пальце.
-
Расширение поля зрения
-
Игра «Муха»
-
-
-
І. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)
Развитие восприятия и цвета Развитие восприятия и формы Развитие восприятия размера и величины предметов и букв Рекомендуемые задания: назвать контурные изображения предметов; перечёркнутые контурные изображения; выделить контурные изображения, наложенные друг на друга; задания на узнавание букв (найти букву среди ряда других букв, назвать или написать буквы, обвести контуры букв, добавить недостающий элемент).
-
ІІ. Развитие зрительной памяти.
1) Работа с предметами и предметными картинками 2) Работа непосредственно с буквами. Упражнения: - запоминание картинки (группы картинок) или предмета и нахождение их среди других похожих; - запоминание ряда картинок или расположения группы предметов и последующее воспроизведение через некоторое время; - игра “Чего не стало?” - игра “Что изменилось?» - Запомнить бессмысленный ряд букв, цифр или фигур, а затем выбрать их среди других или воспроизвести в первоначальной последовательности. С 1 8 Э Б Я 99К З 3 С Е
-
ІІІ. Формирование пространственных и временных представлений
- ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей; - ориентировка в окружающем пространстве; - ориентация на листе бумаги (определение вектора)
-
Дифференциация правых и левых частей предмета Соотнести части тела правой и левой рукой, показать по инструкции педагога парные части тела, научиться показывать противоположные части тела правой и левой рукой; Определение расположение правых и левых частей у человека, стоящего напротив Работа с предлогами, обозначающими пространственные отношения Ориентировка на листе бумаги. Чтение направлений при помощи схематических изображений стрелками, графические диктанты Ориентирвка в линейном цифровом ряду 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Анализ графических изображений и букв, составляющих их элементы Игра «Муха»
-
Развитие временныхпредставлений
Знание последовательности частей суток, времён года, месяцев и ориентировка в этой последовательности(что перед…, после…, между, через...) Ориентировка в понятиях: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позже, раньше, потом, часто, редко, чаще, реже (логические задачи) Возраст и роли в семье. Понятия: дед-отец-сын-брат, бабушка-мать-дочь-сестра, старше, младше(сопоставить, кто кому приходится, логические задачи, «Исправь ошибку») Выкладывание последовательности и составление рассказа по сюжетным картинкам с употреблением пространственно-временных понятий.
-
ІV. Формирование буквенного гнозиса
Найти букву среди графически сходных Соотнесение букв, написанных разным шрифтом Обвести, раскрасить, вылепить буквы Конструирование и реконструирование букв Дифференциация расположения элементов букв складывание букв из составляющих их элементов. Упражнения: - переделка одной буквы в другую; - лепка смешиваемых букв из пластилина; - письмо смешиваемых букв в воздухе; - вырезывание букв из бумаги или картона; - обводка контуров букв. узнавание букв в усложненных условиях: - узнавание заштрихованных букв; - узнавание букв, изображенных пунктиром; - узнавание стилизованных букв; - узнавание наложенных друг на друга букв.
-
V. Развитие зрительного анализа и синтеза
рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же листа; рассмотреть и запомнить картинку и, перевернув лист, нарисовать её по памяти. -выложить на столе фигуру из палочек (пуговиц, спичек, маленьких шариков и любых других подручных материалов) по образцу и по представлению. - развитие зрительного анализа букв на составляющие элементы, их синтезу, определению общего элемента в ряде букв, нахождению правильного расположения на листе бумаги, конструированию букв из элементов, реконструированию букв путём добавления или изменения пространственного расположения элементов (из Л-А, из Г-Т, из Р-Ф из И-П, из Н-И)
-
VI. Развитие графомоторных навыков
обводка по контуру и штриховка изображений, срисовывание геометрических фигур, дорисовывание деталей незаконченных рисунков воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти, рисование узоров и геометрических фигур по клеткам по словесной инструкции, обводка заготовленных образцов рукописного текста, письмо букв, слов и фраз по трафарету, и т.п.
-
VII. Уточнение и дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство
конструирование букв, анализ состава и структуры графического знака; синтез его из элементов; сравнительный анализ букв (от более грубых дифференцировок – к более тонким). Упражнения на различение оптически сходных букв: нахождение дифференцируемых букв в ряду сходных; определение сходства и различия между похожими буквами, уточнение пространственного расположения элементов букв; превращение дифференцируемых букв в картинки-пиктограммы (б-белка, д-дятел, ц-цыплёнок, щ-щука и др.). Используются различные стихи и загадки о буквах дорисовывание (обводка по контуру) различающегося элемента в дифференцируемых буквах с проговариванием; написание слогов и слов с дифференцируемыми буквами в два столбика; нахождение дифференцируемых букв в тексте с последующей их обводкой или подчеркиванием; написание диктанта, содержащего максимальное количество дифференцируемых букв, с последующим их подчеркиванием и др.
-
Левшество– специфический тип мозговой организации и способ протекания психических процессов, проявление функциональной асимметрии мозга (асимметрии рук, ног, лица и тела, зрения, слуха, осязания, обоняния) в правом полушарии. Бывает: врожденным вынужденным
-
Функциональная асимметрия головного мозга- это свойство мозга, отражающее различие в распределении психических функций между левым и правым полушариями
-
Леворукость– стойкое предпочтение действовать левой рукой, обусловленное функциональной слабостью левого полушария головного мозга. Происхождение леворукости: Генетическая леворукость Патологическая леворукость Вынужденная леворукость Леворукость разного происхождения В начальной школе - 15-23% леворуких детей (13,3% мальчиков, 10% девочек)
-
Тесты на определение ведущего полушария
Определение ведущей руки «Замочек» «Поза Наполеона» «Аплодирование» «Дом, дерево, человек» «Одновременное рисование обеими руками геометрических фигур с закрытыми глазами» «Три палочки» «Заштрихуй фигуру» «Бытовые пробы»
-
Определение ведущей ноги «Прыжки на одной ноге» «Поза нога на ногу» Определение ведущего глаза «Подзорная труба» «Подмигивание» «Подсмотри» Определение ведущего уха «Подслушай» «Телефон»
-
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Кулак – ладонь Кулак – ребро – ладонь Колечко Ладонь – (кулак – кольцо) Пальчики здороваются Кулачки (ладошки) с хлопками Лезгинка Веер Моторчик Зеркальное рисование Ухо – нос Паровозик Вертолетик Измени позу Оригами
-
Обучение ведет за собой развитие, но научить ребенка можно лишь тому, к чему он готов. Л.С. Выготский
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.