Содержание
-
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 « Дюймовочка» Презентацию подготовили воспитатели: ДанниковаМарина Николаевна «Использование карт Проппа для развития связной речи »
-
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету» К.Д.Ушинский
-
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными ; затрудняется их общение с другими людьми. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом. Существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать пассивную речь детей, обогащать их активный словарь, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Актуальность
-
Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию (позже их сократили до 28), без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.
-
Карты Проппа – это такие карточки, на которых изображён условный, или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определённое событие сказки.
-
Рассмотрим все 28 карты и установим их соответствие сказочным ситуациям. Жили-были (Создаем сказочное пространство. Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве"). 2. Особое обстоятельство ("избушка растаяла", "умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").
-
3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы"). 4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель) 5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться из дома, скажем, разыскивать братца, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).
-
6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах, добрая фея) 7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.). 8. Враг начинает действовать (кощей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).
-
9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании). 10. Преследование -какая сказка обходится без погони? 11. Герой спасается от преследования(прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния)
-
12. Даритель использует героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень. 13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно). Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру). Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру). 14. Получение волшебного средства («Дал старичок Ивану шапку-невидимку»; «…по щучьему велению, по моему хотению...»).
-
15. Отлучка дарителя. Баба-Яга отпускает с миром, волшебник исчезает. 16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты). 17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).
-
18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага). 19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что). 20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).
-
21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше). 22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе, на ковре самолете). 23. Героя не узнают дома иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).
-
24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги). 25. Разоблачение ложного героя. (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц). 26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета
-
27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу). 28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).
-
Как вы видите каждая из данных карт имеет свое Название и назначение. Перечисленные 28 функций можно нарисовать и изготовить в виде схематических или красочных карт самостоятельно . Педагог может взять не все 28, а наиболее часто встречающиеся в сказках функции. На начальном этапе достаточно использовать всего 5-8 карт. А чтобы детям было легче их освоить, работу необходимо разделить на несколько этапов:
-
1ЭТАП. Методика работы с картами: Познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:- присказка, зачин (приглашение сказку);- повествование;- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
-
Присказка. Зачин (Приглашение в сказку). Уже сама присказка настраивает слушателей на особый лад, переносит их в сказочный мир. Присказки звучат знаменательно, многообещающе. Роль присказки сходна с ролью былинного запева и большей частью не связана с сюжетом сказки. Цель — подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать. Воспитатель может начать так: Вы хотите сказочку? Сказочка — это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом. За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве… или в тридевятом царстве, тридесятом государстве…
-
Концовка, как и присказка, ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни и возвращает слушателей к реальной действительности. Варианты концовок: Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец. Присказка и концовка составляют обрамление, в которое сказочник включает повествование. Повествование – насыщено событиями и, так называемыми, сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т. д.
-
(какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей ГорынычБаба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи). 2 ЭТАП. Игровые приёмы: 1. «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.) 2. «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои) 3. «Хороший — плохой» (выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий 4. «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников 5. «Чудеса в решете» (как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия)
-
(какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей ГорынычБаба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи). 6. «Поможем герою» (предложить детям, поставить себя на место героя. Как бы вы поступили в такой ситуации?) И здесь же будет уместно предложить: «Отправим смс-сообщение?». Дети «пишут» сообщение герою сказки с пожеланием, предупреждением, возможным выходом из сложившейся ситуации 7. «Встреча с героем» помогает развивать творческих способностей в этом приеме детям предлагается представить, что они встретились с героем сказки. – Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?
-
(какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей ГорынычБаба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи). Чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа 3 ЭТАП. Читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт. Для начала мы используем 5-8 карт, также стоит подбирать небольшие сказки, состоящие из 5 -8 функций и постепенно изготавливать и добавлять остальные карты. Рассмотрим пример выкладывания карт, по сюжету русской народной сказки «Маша и медведь».
-
Сказка «Маша и медведь». (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей ГорынычБаба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи). Пошла Маша с подружками в лес по грибы да по ягоды. - Отлучка кого-либо из членов семьи.(5) Родители говорили не ходить далеко. - Запрет, обращенный к герою. (3) Маша дерево за дерево, кустик за кустик и ушла далеко в лес. - Нарушение запрета. (4) Медведь говорит, у меня будешь жить меня кашей кормить. - Враг начинает действовать. (8) Маша хотела вернуться домой, но медведь её не отпускал. - Способ достижения цели. (7) Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой. - Одержание победы. (9) Медведь принес Машеньку домой. - Возвращение героя (22) Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть. - Победа, подарок, радость. (27) Мораль - чтобы беды миновать, нужно слушаться родителей. (28)
-
(какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей ГорынычБаба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи). 4 ЭТАП. Сочинение собственных сказок:
-
(какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей ГорынычБаба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи). Правила сочинения сказок 1. Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм. 2. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»… 3. Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции. 4. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается. 5. В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его). 6. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.
-
(какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей ГорынычБаба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи). Опираясь на карты Проппа, дети учатся запоминать последовательность событий в сказках, выделять основное ее содержание; выстраивать схему содержания, выражать мысли сложными предложениями, законченными речевыми конструкциями, чувствовать красоту и образность родного языка. Особенность карт Проппа заключается в том, что, работая с ними, сказка получится гарантировано. Хорошая или плохая – зависит скорее от мастерства сказочника.
-
(какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей ГорынычБаба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи). В.Проппа утверждал: Волшебная сказка похожа на формулу, в которой меняются переменное. Если изобразить их в виде простых рисунков, то ребенок, глядя на них, легко восстановит смысловую цепочку событий, сможет доже сочинить свою собственную сказку.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.