Содержание
-
Использование мнемотехники и моделирования в экологическом воспитании в разных возрастных группах
Педагог: Китаева Л.А.
-
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» .
-
Особенности воспитания дошкольников как условие для применения метода моделирования Моделирование , мнемотехника - наглядно-практические методы обучения. Представляют собой материальные заместители реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или компонентами.
-
В основе метода моделирования и мнемотехники лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом или его изображением, каким-либо знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре с младшего и среднего возраста (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы). Опыт замещения накапливается также при ознакомлении с природой.
-
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Предметные и графические, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких - либо объектов. Например, на прогулке ребята рассматривали бабочку, стрекозу, жука, сравнивали их по внешнему виду, по способу передвижения, находили сходство и различие. Мы изготавливали из бумаги изображения насекомых, которыми дети могли оперировать вместо картинок, выполняя задания на анализ строения тела насекомого, его условия проживания.
-
Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Например: Лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, внимание детей приковывает то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных.
-
Наиболее приемлемым типом предметно-схематических моделей, доступных старшим дошкольникам, является ведение календаря природы. Дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о некоторых закономерностях происходящих явлений. В отличие от более младших детей, которые в календаре отмечают только погоду, старшие дошкольники отмечают и появление первых цветов, первых листьев на деревьях.
-
Рост лука на свету, в темноте
-
Рост лука
-
Изобразительная деятельность детей может широко использоваться при предметно-схематическом методе систематизации знаний в процессе ознакомления их с природой. Например рисование овощей, которые едят сырыми, цветы, которые растут на лугу (в саду, в лесу), и т.д., расположив потом эти рисунки на соответствующей схеме-модели, изображающей сад, огород, луг и т.д.
-
Рост лука в воде, в земле
-
Пищевая цепочка лесных зверей
-
Схема ухода за комнатными растениями
-
Описание признаков зимы по картинке
-
Описание птиц и животных по схеме способствует развитию экологических представлений и развитию речи воспитанников
-
Описание овощей и фруктов
-
-
Дидактическая игра «Угадай по схеме», «Угадай и подбери»
-
Задания на сравнение положительно влияют на развитие речи детей, и прежде всего на расширение их лексики за счет введения сравнительных степеней прилагательных: “Летом день длинный, а осенью короче”; “Весной ночь поменьше, а зимой подлиннее”; “Летом день самый длинный, а ночь самая короткая, а зимой наоборот”. Систематические наблюдения, чтение художественных произведений, рассказы воспитателя помогают детям понять зависимость жизни животных от сезонных изменений природы, усвоить последовательность развития живых организмов.
-
Круговорот воды в природе
-
В беседах о природе педагог широко использует не только пейзажные картины, но и различные предметные и сюжетные дидактические картины-модели, изображающие животных, растения, труд людей. Такие картины, написанные специально для облегчения процесса обучения, помогают расширить знания детей о мире природы, уточнить их представления о внешнем виде, характерных особенностях предметов и явлений природы.
-
Картина для фрагментарногорассказывания
-
Составление сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания- контрастной рамки на экологическую тему
-
Дидактические картины
Дидактические картины целесообразно использовать на первоначальных этапах обучения, когда знания детей недостаточны , чтобы рассмотреть картину о природе, выделить главное в ней. Если же дети имеют уже определенные знания, могут в достаточной мере разобраться в замысле художника, лучше рассматривать с ними картины мастеров. Беседа тогда приобретает творческий характер и обогащает экологические представления детей.
-
Картина Левитана Иисака Ильича«Вечер на Волге»
-
Рассказывание по картинкам
-
Для усвоения принципа графического моделирования определенное значение имеет использование модели или для описания нового объекта или явления. В этом случае педагог дает детям задание: «Расскажите о новом растении(или животном, явлении, времени года) подробно. Какое оно? А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель».
-
Графическая модель зимы и весны
-
Графические модели
Графические модели (передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть, например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
-
Использование картинок для описательного рассказа также расширяет экологические познания детей. Закрепляется строение тела птицы, характерные повадки.
-
Описание цветов( строение, цвет, аромат)
-
Применение метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников даёт положительные результаты, а именно: - позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка; - положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас; - улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления; - повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира; - формирует цельное представление об экосистемах и временах года.
-
Все вышеперечисленное становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника в среднем возрасте, и прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления. Кроме того, установлено, что применение метода моделирования является возможным в связи с уровнем умственного развития дошкольников старшего возраста. Именно в этом возрасте дети достигают уровня умственного развития, чтобы успешно применять метод моделирования для систематизации знаний дошкольников о мире природы и взаимосвязях в ней.
-
Все вышеперечисленное становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника в среднем возрасте, и прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления. Кроме того, установлено, что применение метода моделирования является возможным в связи с уровнем умственного развития дошкольников старшего возраста. Именно в этом возрасте дети достигают уровня умственного развития, чтобы успешно применять метод моделирования для систематизации знаний дошкольников о мире природы и взаимосвязях в ней.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.