Содержание
-
« Моделирование как средство развивающего обучения в ДОУ» Методическая разработка для педагогов ДОУ Подготовлена Решетниковой Л.А., педагогом дополнительного образования МОУ ВЦО №1 структурное подразделение «Детский сад №5»
-
Основные понятия М Моделирование (моделирующая деятельность) – совместная деятельность педагога и детей по построению (выбору или конструированию) моделей и Модели – материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отображающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами
-
Роль моделей и моделирования в развитии познавательных способностей дошкольников МОДЕЛИРОВАНИЕ Способствует формированию простейших способов умственной деятельности: обследование, сравнение, анализ, синтез и т.д. Развивает активную позицию дошкольников, стимулирует их познавательную деятельность Развивает творческое мышление, психические процессы, речевые навыки Развивает интерес к овладению способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний
-
Цель моделирования Обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними Особенности моделирования Оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов и явлений окружающей действительности Принцип моделирования Замещение реальных объектов предметами, схемами, изображениями, знаками
-
Виды моделей Предметные (сходные с натурой) Предметно – схематические Графические (в плоскости бумаги) Практические (экспериментирование) Виды моделей
-
Предметные модели Воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязи частей каких-либо объектов Примеры: аквариум, глобус, механические игрушки, домашние животные, модели построек Развивают наглядно-образное, наглядно-символическое , абстрактное мышление
-
Проект «Безопасная дорога» (подготовительная группа) Родительское собрание. Конкурс «Чья команда быстрее соберет светофор?» Модели: модули светофора Развиваются: эмоциональная сфера, интерес к познавательной деятельности, умение работать в коллективе, уважительное отношение к соперникам, пространственная ориентация, двигательная активность
-
Предметно – схематические модели Примеры: алгоритмы действий (последовательность умывания), геометрические фигуры – при замещении формы листьев, модельмаскировочной окраски у животных Развивают аналитические способности, умения абстрагироваться, объяснять причинно-следственные связи В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов, предметов-заместителей
-
Проект «Земля – наш общий дом» (подготовительная группа) НОД: «Волк и лиса – лесные хищники» Модели: «серые» и «рыжие» ноги Развиваются: представления о приспособлении хищников к добыванию пищи; способность устанавливать причинно-следственные отношения; логическое мышление; умение рассуждать
-
Графические модели Передают обобщенно (условно) признаки, связи, отношения явлений. Отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе Примеры: календари наблюдений за природой; планы комнаты; географические карты; схемы; графики; модели года; модели, отражающие признаки данной системы Развивается наглядно-схематическое мышление, умение рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем обобщать и делать выводы, то есть активизируется речь
-
Проект «Птицы вокруг нас» (подготовительная группа) Заполнение календаря наблюдений за зимующими птицами Модели: цветные обозначения птиц в виде галочек Развиваются: интерес к наблюдениям, воображение, внимание, ответственность за порученное дело, способность к абстрагированию, умение работать сообща
-
Практические модели Практические модели Познаются явления или свойства объектов при совершении действий с предметами – заместителями Развивается: интерес к поисковой деятельности; способности видеть проблему, ставить цель, отбирать средства и материалы для деятельности; умения объяснять причинно-следственные связи Пример: гвоздь – модель когтя белки; камни, кора дерева, коробочки с землей - для определения приспособления белки к жизни на деревьях
-
Проект «Земля – наш общий дом» (подготовительная группа) НОД: «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» Модели: гвозди – когти белки Развиваются: способность устанавливать причинно-следственные связи между строением (гвоздь) и образом жизни животного (кора деревьев, камни, почва) в природных условиях; умения слушать вопросы взрослого и выслушивать ответы сверстников
-
Требования к моделям Должны отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной реальному объекту Быть доступными для восприятия ребенком данного возраста Облегчать процесс овладения знаниями, умениями, навыками Развивать интерес к познавательной деятельности, нести в себе что-то новое
-
Этапы обучения моделированию Знакомство с моделью. Разобрать, что в объекте замещает тот или иной знак, символ. Предложить описать объект с помощью модели Организация сравнения двух объектов между собой. Учить выделять признаки различия и сходства. Задание: отобрать модели, заменяющие эти признаки Постепенное увеличение количества сравниваемых объектов до 3-4х Обучение моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, определяющих способ удаления пыли с растений) Предложение детям самостоятельно составить модель элементарных понятий («рыбы», «звери», «живое», «домашние животные»)
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.