Содержание
-
Использование метода моделирования для
развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста Подготовила Лысова Н.Е. Воспитатель ГБОУ СОШ №2 СП «Детский сад №25»
-
Современные подходы к дошкольному образованию детей определяются «Федеральным государственным стандартом дошкольного образования» (ФГОС ДО). В соответствии с ним развитие связной речи рассматривается как приоритетная задача познавательно-речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
-
Значение связной речи
Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, способствует умственному развитию, является решающим. Развитая связная речь является важным условием обучения детей в школе.
-
Плохая дикция
Речь односложная, состоящая из простых предложений Не могут грамматически правильно построить предложение Недостаточный словарный запас Плохо запоминают стихи Не могут составлять рассказы Проблемы
-
Значение развития связной речи выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов обучения, которые бы облегчали, систематизировали и направляли процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования.
-
Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
-
задачи
Развитие словаря Формирование грамматического строя речи Развитие звуковой стороны речи Формирование диалогической речи Обучение рассказыванию Развитие мышления, воображения, Памяти при отборе заместителей
-
Актуальность использования наглядного моделирования
во-первых,использование метода наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблемубыстрой утомляемости и потери интереса к занятию. во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
-
Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.Главное - схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
-
Методы и приемы
-
Модели, мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи
Обучение составлению рассказов всех видов Заучивание стихов Отгадывание и загадывание загадок Пересказ художественных произведений Прием Наглядного моделирования Дидактические игры
-
Ознакомление с моделями и обучение детей с помощью моделей можно начинать уже с младшего дошкольного возраста, когда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их.
-
Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя. Игра - «Что это?»
Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом. Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.
-
-
Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото»
Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов. Ребенок должен подобрать модель к реально изображенному предмету.
-
-
Следующийэтап - игра: «Угадай»
Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.
-
-
Игра «На что похоже?»
На листе бумаге, в верхней части нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.
-
-
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:
Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип: сохранения формы.
-
-
Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.
-
Рассказываниесказок.
Педагог рассказывает сказку, например «Репка», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе персонажей, затем заменяет их схемами-моделями. Аналогично проводится рассказывание других сказок.
-
-
Метод моделирования можно с успехом применять в любых видах деятельности.
-
Результаты
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
-
Из выше сказанного и собственного опыта работы можно сделать вывод о том, что наглядное моделирование, является действенным методом в обучении детей связной речи. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.