Содержание
-
Исследование мотивации учения у дошкольников
-
Цель
Исследование внутренней позиции дошкольника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность. В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
-
Методики использованные в исследовании
1.Стандартная беседа Т.А. Нежновой 2. «Две школы» А. Л. Венгер 3. «Методика исследования мотивации учения у дошкольников» М.Р. Гинзбург
-
№ 1. Стандартная беседа Нежновой Цель: исследование внутренней позиции дошкольника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность. В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
-
Инструкция:
Я буду задавать тебе вопросы и предлагать готовые ответы. А ты выберешь тот ответ, который тебе больше понравится.
-
-
Варианты ответов и их оценка: А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов.
-
Интерпретация результатов:
-
№2 «Две школы» Венгер А. Л Цель: исследование внутренней позиции дошкольника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
-
Инструкция:
Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше.
-
Стимульный материал
Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из двух вариантов поведения. 1.Если бы было две школы — одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая — только с уроками пения, рисования и физкультуры, в какой из них ты бы хотел учиться? 2.Если бы было две школы — одна с уроками и переменками, а другая -только с переменками и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться? 3.Если бы было две школы — в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, в какой из них ты бы хотел учиться?
-
4.Если бы было две школы — в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, в какой из них ты бы хотел учиться? 5.Если бы было две школы — в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, в какой из них ты бы хотел учиться? 6.Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал? 7.Если бы мама сказала: "Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год," — согласился бы ты с таким предложением? 8.Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", — согласился бы ты с таким предложением? 9.Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
-
За каждый правильный ответ дается — 1 балл, За неправильный — 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше. Интерпретация результатов:
-
№3.«Методика исследования мотивации учения у дошкольников» (Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбургом, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.) Форма проведения: индивидуальная. Оборудование:стимульный материал к методике. Цель: исследование внутренней позиции дошкольника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
-
«Сейчас я прочитаю тебе рассказ". Инструкция:
-
№1. Внешний мотив
"Мальчики и девочки разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил". На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком Женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках.
-
№2. Учебный мотив
Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился". Воспитатель выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой.
-
№3. Игровой мотив
Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть". Воспитатель выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч.
-
№4. Позиционный мотив
Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким« Воспитатель выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль.
-
№5. Социальный мотив.
Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь". Воспитатель выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию.
-
№6. Мотив отметка.
Шестая девочка сказала: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки". Воспитатель выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь.
-
Обработка результатов:
-
Внешний мотив - 0 баллов;Игровой мотив - 1 балл;Получение отметки - 2 балла;Позиционный мотив - 3 балла; Социальный мотив - 4 балла;Учебный мотив - 5 баллов. Мотивы:
-
Интерпретация результатов: Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов количество баллов соответствующего выбора. Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. дошкольниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям. Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о
-
сущностиведущего мотива будущей учебной деятельности. Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого. Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
-
Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой. Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации, у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом. Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации.
-
Оценочная таблица уровней мотивации
-
Количественный уровень : I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов; II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов; III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов; IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов; V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.
-
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях. Интерпретация результатов:
-
Данные исследования на базе ГБОУ детский сад № 924
-
Обработка результатов:
1. Джамал: не проявляет интерес к школе (внутренняя позиция не сформирована. 2. Дима: интерес в основном к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции). 3. Катя: ориентирована на положительное отношение к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована) 4. Лера: внутренняя позиция школьника достаточно сформирована. 5. Маша: внутренняя позиция школьника на начальной стадии формирования. 6. Никон: начальная стадия формирования внутренней позиции школьника. 7. Лиза: начальная стадия формирования внутренней позиции школьника. 8. Вика: по методике Нежновой внутренняя позиция достаточно сформирована. 9. Богдан: по методике Гинзбурга высокий уровень готовности к школе, по двум другим методикам – внутренняя позиция школьника не сформирована. 10. Егор: внутренняя позиция школьника достаточно сформирована.
-
Выводы:
В ходе исследования мотивации учения у дошкольников, мы выяснили, что в основном внутренняя позиция школьника находится на начальной стадии формирования. Интерес детей преимущественно ко внешней атрибутике школьной жизни. Мотивация у дошкольников разная, но наиболее часто преобладают позиционный, оценочный, игровой мотивы, реже – учебный и социальный. Дети хотят ходить в школу, чтобы почувствовать себя взрослыми, повысить свой статус в глазах других детей и взрослых. Они хотят зарабатывать пятерки, потому что знают, что их будут хвалить взрослые. Также им хочется играть и общаться с другими детьми.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.