Содержание
-
МДОУ № 15 Сообщение на педагогическом совете «Как выявить одаренных детей в детском саду»педагог-психолог Королёва Т.И.2020-2021 учебный год
-
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Уровень, своеобразие и развитие одаренности — это результат сложного взаимодействия наследственности, социокультурной среды и активность самого ребенка (механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования).
-
Специфика одаренности в детском возрасте:
- Одаренность проявляется в детском возрасте. - Детская одаренность часто выступает, как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. - Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциалапсихического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. - Сложно оценить прогноз превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого. - Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности психического развития. - Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности. - Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. - В практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка».
-
Признаки одаренности:
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером и анализом его действий. Выделяют два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы деятельности ребенка Мотивационный — отношение ребенка к деятельности.
-
Инструментальный аспект
Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность: быстрое освоение деятельности, высокая успешность ее выполнения, использование и изобретение новых способов деятельности, выдвижение новых целей деятельности - новаторство. Развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество. Одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению.
-
Мотивационный аспект
Избирательная чувствительность к формам собственной активности, ярко выраженный интерес, ребенок переживает чувства удовольствия, повышенная познавательная потребность и инициатива, склонность к определенному виду деятельности, упорство и трудолюбие, высокая требовательность к результатам собственного труда. Поведение одаренного ребенка может не соответствовать одновременно всем признакам. Наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание родителей и педагогов и ориентировать их на анализ способностей ребенка.
-
Виды одаренности
В практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность в научных областях. В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность (притягательный, умеющий сплотить других для достижения общих целей). В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
-
Уникальный характер одаренности
Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет подойти к пониманию одаренности каксистемного качества. Одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку отдельные компоненты одаренности у различных людей могут быть выражены в разной степени.
-
Степень сформированности одаренности
Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с уже достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом причин .
-
Форма проявления одаренности
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Скрытая одаренность проявляется в замаскированной форме. Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике окружающей среды, в особенностях его взаимодействия с взрослыми, в ошибках воспитании. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе психические явления.
-
Широта проявления одаренности в различных видах деятельности
Общая одаренность проявляется в различных видах деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
-
Особенности возрастного развития
Различают: - раннюю одаренность; - позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности.
-
Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность - многомерное по своему характеру явление.
-
Актуальность работы с одаренными детьми в МДОУ
Одним из направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой цели - реализации творческого потенциала личности. Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети", так как самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогов и родителей.
-
Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Указ Президента РФ «О Президентской программе «Дети России», раздел «Одаренные дети»; Постановление Правительства РФ «Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»; Приказ Министерства образования и науки России «Перечень подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей»
-
Этапы работы с одаренными детьми:
1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности; 2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности; 3 этап - формирования, углубления и развития способностей.
-
Цель работы МДОУ с одаренными детьми: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи работы МДОУ: - изучение природы детской одаренности; - выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких воспитанников; - построение образовательного процесса удовлетворяющего потребности и интересы детей; - подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми; - принятие активного участия в мероприятиях и конкурсах различного уровня
-
Условия развития одаренности детей:
- наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов; - наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей разнообразную деятельность ребенка; - создание атмосферы комфортности и доброжелательности; - наличие личностно-ориентированной образовательной программы; - введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление способных детей и отслеживания их дальнейшего развития; - использование в работе педагогов различных нетрадиционных, развивающих и игровых технологий; - работа кружков, развивающих творческую направленность ребенка; - участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества; - тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности детей .
-
Требования к личности педагога, работающего с одарёнными детьми:
увлеченность своей работой; желание работать нестандартно; мотивационная готовность к работе с одарёнными детьми; знание психологии одарённых детей; любознательность; эрудированность.
-
Трудности одарённых детей
В работе с одарёнными детьми педагогу необходимо учитывать проблемы, которые могут возникнуть: неравномерное развитие; не желание подчиняться общим требованиям; одарённый ребенок не терпит давления; стремление к совершенству; неудовлетворенность; сверхчувствительность; потребность во внимании взрослых; трудности в общении со сверстниками.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.