Содержание
-
Концепция, как компонент целостного педагогического процесса
-
Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Сезонов. Воспитание – это деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:
1) в творческой деятельности;2) быть здоровым;3) в защищенности, безопасности;4) в уважении, признании, необходимом социальном ста-5) в смысле жизни;6) в самореализации (самоосуществлении);7) в удовольствии, наслаждении.
-
Цель воспитательной деятельности:
обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.
-
Воспитание, в основе которого лежат потребности человека, может базироваться, по мнению В.П. Сезонова, на таких принципах:
1. Принцип природосообразности: Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил.2. Принцип целостности в подходе к ребенку: Будем учиться понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.3. Деятельностный принцип: Постараемся осознать: воспитывает не только педагог и не столько нравоучениями, сколько организацией живого опыта бытия, отношений членов сообщества.4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» и ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания — здоровая «Я-концепция», гармония внутреннего мира ребенка, чувство собственного достоинства.5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями детей разного возраста.6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей.
-
Содержание воспитательного процесса. К числу основных направлений воспитательной деятельности Валерий Петрович относит следующие:
- организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляются развитие и благополучная социализация воспитанника (реализация потребности в творческой деятельности);- создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (реализация потребности быть здоровым);- формирование благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, т.е. обеспечение условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена (реализация потребности в защищенности, безопасности);
-
- создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников (реализация потребности в уважении, признании);- обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примером и образом жизни) в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация потребности в смысле жизни);- психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реализация потребности в самореализации);- воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение (и собственным примером) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты (реализация потребности в удовольствии, наслаждении).
-
Механизм воспитания: При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют:
а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;б) определенная ведущая деятельность, благодаря которой происходит психическое и социальное развитие школьника;в) определенные психические новообразования, которые как краеугольные камни ложатся в основание личности растущего человека.
-
Имея отчетливые представления о половозрастных особенностях становления личности ребенка, этапах развития его мотивационно-потребностной сферы, педагог должен соблюдать следующие требования:
1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуациях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто романтическое и высокое;2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, чтобы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;
-
3) опираться на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям и эмоциональной памяти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что способно убедить в своей правоте, нарисовать новые перспективы, прорепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение;4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в успех, стремление довести дело до конца, несмотря на трудности, апеллируя к их самолюбию;5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней радости» от самопроявления, преодоления трудностей; все это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.