Содержание
-
Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности обучающихся
-
Из опыта работы Косаревой Н. Н., Отставновой В. В., учителей русского языка и литературыМОУ лицея № 2Краснооктябрьского района г. Волгограда
-
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин.
-
Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации. ИКТ в образовании– это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией; внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике.
-
Психолого-педагогические и методологические основания
В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной и др. Отечественные и зарубежные исследования доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.); роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г.Захарова и др.
-
Использование информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе – одно из ведущих направлений нашего учебного заведения.В апреле 2011 года на базе МОУ лицея № 2 создан муниципальный межшкольный центр методической и технической поддержки, использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов Краснооктябрьского района г. Волгограда (далее - ММЦ).Цели работы:развитие муниципальной методической службы в направлении внедрения информационных технологий в образовательный процесс и управление образованием;продвижение и популяризация электронных образовательных ресурсов и информационных систем в муниципальных общеобразовательных учреждениях Краснооктябрьского района г. Волгограда.
-
В рамках деятельности ММЦ педагоги лицея №2 регулярно принимают участие в практических семинарах, форуме педагогических идей и инноваций КОТ, обучаются на курсах повышения квалификации, обмениваются опытом на форумах в сетевых сообществах, пополняют копилку ЭОР, созданную в лицее.
-
Педагогические цели и задачи при использовании ИКТ
Повысить мотивацию обучения. Развить познавательную активность обучающихся через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и сети Интернет. Стимулировать самостоятельность обучающихся в учебном процессе.
-
Эффективность использования ИКТ на уроках
активизация познавательной деятельности обучающихся; повышение интереса к урокам русского языка и литературы; эффективная организация самостоятельной работы и индивидуализация процесса обучения; формирование информационной компетенции обучающихся; совершенствование практических умений и навыков; успешное усвоение учебного материала.
-
Формы работы с ЭОР
По формам применения ИКТ в образовательном процессе: урочные; внеурочные Типы уроков с применением ИКТ: урок введения нового материала (использование презентаций, видеофильмов, аудиофайлов и т.д.), урок-практикум (он-лайн тесты, offline – тесты, электронные учебники и тренажеры), комбинированный урок (презентации, электронные энциклопедии и т.д.) урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков учащихся (он-лайн тесты, звуковые диктанты и т.д.). Формы работы с ЭОР: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
-
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; - контроле знаний, умений и навыков.
-
-
Электронные учебники
«Репетитор по русскому языку от Кирилла и Мефодия», «Курс русского языка: Репетитор-тренажер» (автор М. И. Беляев, издатель «МедиаХауз»), «Уроки на дом» (отдельные диски для 5-6, 9, 10-11 классов) (издатель «Мультимедиа технологии»). Диски предназначены для учителей, школьников, а также родителей, желающих проверить правильность выполнения детьми домашних заданий. Эти средства можно использовать и для формирования системы лингвистических знаний, обеспечивающих грамотную речь.
-
Виртуальные словари
На CD обычно встречаются электронные версии «бумажных» изданий (например, словаря В. И. Даля). Любой словарь - незаменимый источник информации при овладении языком, однако работа со словарем предполагает наличие лексикографической компетенции, в которую входит умение определять тип словаря и способ организации материала в словаре, диагностировать адекватность словаря исследовательской или практической задаче.
-
Электронные репетиторы
Среди репетиторов наиболее известными являются «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации» (автор О. И. Руденко-Моргун, издатель АОЗТ «1С»), «Электронный репетитор: Русский язык» (издатель НПО «Зареалье»), «Русский язык для абитуриента», «Репетитор: Диктант. Универсальный компьютерный тренажер по русскому языку», «Тренажер по русскому языку» (издатель «Равновесие-Медиа»).
-
Средства ИКТ
-
Компьютерные презентации
- Использование готовых ЭОР («Сеть творческих учителей», «Педсовет», «Открытый класс», «Методсовет», «Коллекция ФЦИОР» и др.) - Создание собственных презентаций
-
Видеофрагменты
- Используется иллюстрация к произведению для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций - Сопоставление фрагментов художественного текста и видеофрагмента - Использование заданий на восстановление сюжетной линии произведения - Организация беседы по просмотренному эпизоду.
-
Учебные проекты
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.
-
Использование ИД
-
Использование средств сети Интернет
Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке. Подготовка словарной работы. (http://dazor.narod.ru/books/slovari/slovari-russkogo-yazyka.htm,) Создание докладов и рефератов по теме (www.rusedu.ru, www.openklass.ru, www.edu.doal.ru). Подбор музыкального сопровождения к урокам литературы
-
Установки при работе с ресурсами
учащимся предлагаются сайты, рекомендованные для выполнения данного задания, сам учитель должен понимать, что он хочет получить от учащегося, нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, обеспечить учащимся достаточный ресурс времени для выполнения задания, предупредить учеников о критериях оценивания работы, показать практическую значимость выполняемого учащимся задания, предлагать список тем рефератов, докладов для выбора учащимися, указывать объем работы.
-
Использование ИКТ помогают:
облегчить доступ к информации, открывать возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, по-новому, на более современном уровне организовать процесс обучения, построить процесс обучения так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
-
Результативность ИКТ на уроках:
ученик работает активно и самостоятельно; изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу; применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными; у ученика вырабатывается умение работать, соблюдая тишину; формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.
-
Вывод:
В условиях изменения содержания образования, когда происходит переход от знания центрического подхода к компетентностному, приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии. Использование информационно-коммуникативных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения.
-
Литература
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. 2. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. – Москва, 2006. 3. Шафрин Ю.А.Информационные технологии: В 2 ч. – М.: БИНОМ, 2004. 4. Стрыгина Т.В. Блоковая подача материала при изучении имени существительного с применением ПВЭМ.//Русский язык в школе. 1996. №3. С. 15-20. 5. Хахалева Н.Н. Роль компьютера в процессе овладения орфографией.// Русский язык в школе. 2001. №1. С. 13-18. 6. Ларина И.Б. Опорный конспект в компьютерных программах по теме «Наречие как часть речи».// Русский язык в школе. 2001. №5. С. 17-21. 7. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» http://bookfi.org/book/525315 8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1 и 2. http://www.alleng.ru/d/ped/ped028.htm 9. http://peressa2009.narod2.ru/IKT_na_urokah/ 10. http://pptcloud.ru/shkola/literatura/library/ikt-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.