Содержание
-
Упражнения по формированию фонетических умений
Студентки 3 «А» группы Баданиной Нины
-
Фонетические умения
1. Умение слышать звуки. 2. Умение правильно произносить звуки. 3. Умение отличать согласные звуки от гласных. 4. Умение отличать мягкий звук от твердого. 5. Умение отличать глухой звук от звонкого. 6. Умение отличать парный согласный от непарного. 7. Умение выделять звуки в слове. 8. Умение составлять звуковые схемы и читать их. 9. Умение делить слова на слоги. 10. Умение отличать ударный слог от безударного
-
Умение делить слова на слоги
Учитель называет слово или показывает предметную картинку, ребенок делит слово на слоги, отмечает с помощью счетных палочек, фишек, картонных кружков и пр. количество слогов в слове. Например, МА-ЛИ-НА В слове МАЛИНА 3 слога. Можно отхлопывать количество слогов в слове (на каждый хлопок проговариваем слог), пропрыгать на скакалке (на каждый прыжок – проговариваем слог), прошагать слово (на каждый шаг – проговариваем слог) и пр. «Кто в каком домике живет?» Нарисуйте три домика: с одним окошком, с двумя, с тремя. Предложите ребенку расселить слова в домики. Слова, состоящие из одного слога – в домик с одним окошком, из двух слогов – с двумя окошками, из трех – с тремя окошками.
-
Умение отличать ударный слог от безударного
Игра в «эхо». Учитель произносит слово с выделением ударного слога, дети слушают, а в ответ воспроизводят только ударный слог, как эхо. Игра «Чёрный или белый» Цель: обратить внимание на разное звучание слогов в слове, знакомство с ударением. Учитель медленно произносит слово, и предлагает послушать, одинаково ли звучат части в этом слове. При повторном произношении дети первую часть произносят громче. У каждого ребёнка набор чёрных и белых квадратиков. Если слог ударный, кладут чёрный квадрат, если безударный - белый.
-
Умение выделять звук
Давайте вместе найдем все звуки в слове "мир". Я начинаю: [м'м'м'м'ир]. Какой первый звук? ([м'1). Обозначьте его фишкой (| |). А теперь произнесите слово так, чтобы выделить второй звук. Какой это звук? Обозначим и его (Ц). Продолжите выделять звуки в слове. Произнесите слово так, чтобы выделить последний звук. Какой это звук? Обозначьте его (Ц). Сколько звуков в слове "мир"? (Три.)
-
Умение отличать гласные звуки от согласных ( 2 способа)
Упражнения: Догадайтесь, какие звуки на картинках? Дети должны догадаться, что это гласные звуки так как нет преград
-
Умение отличать мягкие звуки от твердых
Учитель предлагает составить меню детям, но при этом названия блюд будут начинаться на твердые согласные звуки.
-
Умение отличать глухие звуки от звонких
Задание: произнесите согласный звук З закрыв руками ушки. Отзвук в голове слышите? Значит, звонкий звук. А если в голове нет никакого жжужания, отклика, значит, глухой звук. Слегка зажмите большим и указательным пальцем голосовые связки. Дрожание чувствуете? Значит, звонкий звук. А если нет, значит, глухой звук. Дети должны сказать, звонкий звук или глухой.
-
-
Умение слышать звуки
Учитель произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: пол, пух, помидор), и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах, или с какого звука начинаются все эти слова? «Звуковые песенки» Учитель предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.
-
Умение отличать парные согласные звуки от непарных
Упражнение: Отгадайте загадки, обратите внимание на слова-отгадки, итак: Сидит девица в темнице, а ее длинная зеленая коса - на улице (ответ – морковь). Шел долговяз, в землю увяз (ответ – дождь). В лесу я родилась, а на воде - живу (ответ – лодка). Итак, получаем такие слова: морковь, лодка, дождь. Общее между ними то, что при произношении данных слов мы слышим один звук, а пишем совсем другую букву. Подобные слова с парными согласными достаточно часто встречаются как в нашей речи, так и при написании текстов.
-
Умение составлять звуковые схемы и читать их
Отгадай загадку. Сидит дед в сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. Давай, составим схему слова лук. Делим слово на слоги. Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог. Из каких звуков состоит слог? Произносим протяжно л-у-к. Первый звук – [л]. Это твёрдый согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого согласного с гласным звуком. Третий звук [к] – твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”. Ударение в односложных словах не ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.