Содержание
-
Место проекта в педагогическом процессе ДОУ
В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство, предъявляет к образованию принципиально новые требования. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. В поисках наиболее эффективных средств обучения на всех «этажах» системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов, родоначальником которого принято считать Е.Паркхерст 1919год, США. В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к форме организации обучения, входит в содержание проекта. Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». А в переводе с греческого – это путь исследования. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом. Проект - это разовая деятельность, которая: - направлена на достижение конкретной цели; - производит конечные результаты; - состоит из последовательности взаимосвязанных работ; - имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания; - использует ограниченное количество ресурсов; финансовых, человеческих, информационных.
-
Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. В нашем ДОУ педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями, используют следующие типы проектов: Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.) Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п. Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр. Другими признаками классификации являются: Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.) Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года) Для составления проекта используется логическая таблица (совпадает с этапами проекта). Этапы проекта: Подготовительный (создание проблемной ситуации, выбор темы проекта) Целеполагания (Постановка цели – выявление проблемы, противоречия, формулировка задач) Планирования (построения планов деятельности, обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов. Продумывание хода деятельности, распределение заданий, самоактуализация и самообразование) Исполнительский (Получение продукта, результата деятельности ) Презентационный ( представление результата деятельности) Рефлексивно-оценочный (сравнение планируемых результатов и реальных, обобщение, выводы) Проектировочный (последует ли продолжение проекта).
-
Основной целью проектного метода является создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса. Значение проектного метода: дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника; помогает осваивать окружающую действительность; способствуют развитию творческих способностей; пособствуют умению наблюдать, слушать; помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон; способствуют развитию навыков обобщать и и анализировать; развивают речь, память, мышление, воображение; формирует коммуникативные навыки и нравственные качества; стимулирует к самосовершенствованию. Мы рассматриваем метод проектов как один из вариантов интеграции, использование метода в обучении дошкольников – подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе в нашем учреждении проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги , а также привлекаются родители и другие члены семьи . Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «Наводить» ребенка , помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение , вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект , при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой, познавательной. практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.
-
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии. Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Работа в данном направлении реализовывалась через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов. Перед тем, как начать работу в данном направлении, мы определили направления работы: Это построение взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания; построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс; корректирование планирования, представив проектный метод в следующих разделах – физическое воспитание, развитие речи детей, художественно-эстетическое воспитание, социально-нравственное воспитание, развитие у детей основ правового сознания, развитие у детей представлений об окружающем мире, об экологии. Определили формы работы. Это – семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс и методы работы, это – беседы, диспут, практикум, круглый стол, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов.
-
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями). Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Домашние задания для самостоятельного выполнения. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. В нашем ДОУ метод проекта - позволил изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Проектный метод в деятельности ДОУ на практике показывает свое преимущество и эффективность.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.