Содержание
-
Тема:«развитие навыков экологической культуры поведения в природе у детей дошкольного возраста»
Обобщение опыта работы воспитателя старшей группы МБДОУ «Детский сад № 24» г. Бийска, Алтайского края Токаревой Алены Николаевны Бийск 2014
-
Актуальность
- Экологическое воспитание имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В его процессе сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Объекты живой и неживой природы придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знанияи развивают устойчивый интерес. - Экологическое воспитание позволяетпознакомить детей с полной картиной родной природы и приобщить детей к её истокам. - В процессе экологического воспитания развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Оно воспитывает в ребенке целеустремленность, аккуратность, коммуникабельность и главное- ответственность не только за себя и близких, но и за родную природу. - Достоинством экологического воспитания можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по окружающему миру, ознакомлению с художественной литературой, развитием речи, формированию элементарных математических представлений, сенсорным развитием - Наконец, экологическое воспитание закладывает основы бережного отношения к природным объектам и формирует определенные навыки поведения в природе.
-
Цель
Создание условий для формирования навыков культурного поведения в природе и ответственного отношения к ней через систему экологических форм и методов. предполагается, что процесс развития экологического сознания и навыков культурного поведения дошкольников будет эффективным при использовании педагогических средств. Гипотеза
-
Задачи:
- Теоретически обосновать необходимость экологического развития представлений дошкольников об окружающем; Выявить особенности использования разных педагогических средств, форм и методов экологического воспитания в разных возрастных группах; - Разработать комплекс мероприятий по внедрению осознания воспитанниками культуры поведения в природе, в процесс развития представлений дошкольников о природе и ее взаимосвязях; - Оценить эффективность использования знаний по экологической культуре и навыков поведения в процессе развития представлений дошкольников о природе и ее взаимосвязях.
-
Принципы работы с детьми
- Принцип активности базируется на учете особенностей ребенка как субъекта познавательной деятельности и заключается в том, что активность ребенка может быть вызвана различными стимулами, так как в их основе лежат разные потребности. - Принцип наглядности основывается на особенностях восприятия детьми окружающего мира. - Принцип доступности связан с учетом закономерностей развития познавательной деятельности детей. В старшем дошкольном возрасте необходимо опираться на словесно-логическое мышление детей. - Принцип посильностипредусматривает учет индивидуальных особенностей в процессе обучения и осуществляется при сравнении ребенка с самим собой, а не с другими детьми. - Принцип креативности предполагает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
-
Средства реализации опыта
определяются исходя из специфики дошкольного возраста, особенностей организации образовательного процесса: - речевые, - деятельностные, - материально-технические. Сроки реализации опыта сентябрь 2013 – май 2015
-
Этапы реализации опыта
Информационно-аналитический Изучение состояния выбранной проблемы с позиции теории и педагогической практики (посещение занятий коллег, анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы через Интернет-технологии и др.); Формирование информационного банка данных по проблеме (составление списка литературы, картотеки интерактивных методов); Мониторинг субъектов образовательного процесса (диагностика детей, анкетирование родителей, анализ результатов). Планово-прогностический Определение зоны ближайшего развития на основе диагностики детей и планирование системы работы (определение целей и задач работы с детьми, проектирование ожидаемого результата, составление плана работы, создание необходимых условий). Организационно-исполнительский Организация исполнения плана работы с детьми и родителями (проведение всех форм работы); Обобщение и освещение промежуточных результатов (выступление на педсоветах, конференциях, педчтениях, родительских собраниях, показ открытых занятий). Контрольно-диагностический Осуществление контроля и оценки эффективности работы (повторная диагностика, сравнение результатов); Выявление позитивного опыта педагогической деятельности, доведение до социального окружения.
-
Интересно…
Одним из творческих видов работы по данной теме является коллекционирование и проведение разных выставок как совместно с родителями, так и отдельно с воспитанниками.
-
Младший дошкольный возраст
Цель работы на данном этапе- научить ребенка общаться с природой, устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Формы и методы работы в младшем дошкольном возрасте: циклы наблюдений за растениями и животными на участке группы, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек- аналогов: - игры экологического содержания; - совместные обсуждения и проигрывание ситуаций; - инсценировки; -экологические акции в ДОУ и др.
-
Средний дошкольный возраст
–накопление знаний об окружающем мире, развитие мыслительных операций, таких как анализ и синтез, Работа с детьми средней группы предусматривает разнообразную деятельность с литературными произведениями. Чтение и обыгрывание произведений, рассматривание авторских иллюстраций в книгах, собственная изодеятельность , дидактические и развивающие игры экологического содержания, театрализованные представления - все это помогает ввести детей в мир природы, в мир литературно-художественного искусства.
-
Старший дошкольный возраст
Старший возраст-формирование начал экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Совершенствуется и расширяется кругозор детей, развивается сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ. Важным методом в старшем возрасте является слово. На данном этапе целесообразно проведение походов на природные объекты- реку, парк, дендрарий, экскурсий в лесоводческие хозяйства, на рыбозаводческие предприятия. Майская акция «Мы- за чистый берег Бии» была интересна и содержательна, дети получили наглядный урок потребительского отношения взрослых к природе и всеми силами старались исправить положение дел на берегу Бии. Проведение игр по экодизайну позволило осмыслить свою внутреннюю позицию воспитанников к труду взрослых и закрепить навык экологически грамотного поведения на участке учреждения.
-
Проектировочная деятельность
-
Работа с родителями
Работа по данной теме проводится в тесной связи с родителями воспитанников, как как основы экологической культуры поведения в природе закладываются , прежде всего, в семье, для родителей в целях повышения компетентности по теме актуальны следующие мероприятия: - Проведение анкетирования, блиц- опросов; - Тематические консультации «Как воспитать юного эколога», - «Воспитание доброты к природе», «Совместная деятельность детей и родителей по выращиванию культурных растений» - Проведение семинаров и родительских собраний по теме: «Сбережем родную природу», «Экологическое проектирование для дошкольников» - Совместные с родителями просмотры занятий, развлечений по экологическому воспитанию с самоанализом.
-
Главное:
Чтобы сформировать у воспитанников высокий уровень навыков экологической культуры поведения необходимо создать в семье, ДОУ, учреждениях социума необходимые условия для познания взаимосвязей живого и неживого в природе. Такая работа должна совершенствоваться и идти в ногу со временем и научно- техническим прогрессом. Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.