Содержание
-
Паршина Екатерина Ивановна, учитель эрзянского языкаМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
-
Технология «Диалог культур» как средство формирования культурно-языковой компетенции обучающихся на уроках эрзянского языка языка Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. М. М. Бахтин
-
Тема «Технология «Диалог культур» как средство формирования культурно-языковой компетенции обучающихся на уроках эрзянского языка» является актуальной: -во-первых, в ней отражено одно из приоритетных направлений ФГОС, основанное на формировании коммуникативной компетенции; -во-вторых, обучающиеся не только имеют возможность развивать универсальные учебные действия, но и приобретают осознание того, что если я хочу, значит, я смогу (целеполагание становится основным мотивом деятельности школьника); -в-третьих, технология «Диалог культур» позволяет осмыслить языковую картину мира иной культуры, увидеть сходства и различия между разными языковыми картинами мира, приобщиться к иноязычной личности через новое для неё средство социальной коммуникации, к иной картине мира, овладеть навыками межкультурного диалога в духе толерантности, сформировать диалогическое сознание и мышление.
-
Цель педагогической работы: показать целесообразность использования технологии «Диалог культур» как средства формирования культурно-языковой компетенции обучающихся на уроках эрзянского языка. Задачи: - на основе анализа философской, психолого-педагогической литературы теоретически обосновать сущность, содержание и целесообразность реализации технологии «Диалог культур» в образовательном процессе; - использовать различные приёмы технологии «Диалог культур» для формирования культурно-языковой компетенции обучающихся; - развивать такие базовые качества личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, толерантность, ответственность; - воспитывать у обучающихся культуру общения, уважение к другим традициям, образу мышления и поведения, способность к пониманию языковой картины мира иной культуры.
-
История развития исследований в области диалогического взаимодействия в образовании связана с именами ведущих философов, педагогов и психологов (Сократ, Платон, Ж.-Ж. Руссо, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. Камю, М. М. Бахтин и др.).
-
История возникновения технологии «Диалог культур»
Технология «Диалог культур» появилась во второй половине XX века. Основные её положения были сформулированы советским и российским философом, культурологом В. С. Библером, а идея применения диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса наиболее полно были реализованы учителем-экспериментатором С. Ю. Кургановым. Технология «Диалог культур» предполагает обучение анализу и принятию других, иных ценностей и смыслов посредством взаимодействия между участниками образовательного процесса, способствует формированию диалогового пространства, креативного мышления, так как сравнивать и выбирать – значит творить. Сам диалог при этом предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика интегративной технологии, определяющая и ее цель, и ее содержание.
-
Педагогические технологии как средство формирования культурно-языковой компетенции обучающихся: - системно-деятельностный подход; - технология «Диалог культур»; - исследовательская деятельность; - проектная деятельность; - игровая технология; - ИКТ-технологии.
-
Функции технологии «Диалог культур» в преподавании эрзянского языка средство формирования умения жить и общаться в многонациональной стране средство осознания учащимися многообразия духовного и материального мира средство признания и понимания учащимися ценностей другой культуры средство осознания уникальности родной культуры средство формирования культурно-языковой компетенции средство познания национальной (иной)культуры
-
Методы технологии «Диалог культур»
концептный историко-культурологического комментирования сравнительно-сопоставительный
-
Приёмы технологии «Диалог культур»
- создание «точек удивления»; - игровые сосредоточения; - проблемные вопросы; - работа в малых группах; - практические задания с затруднением; - применение полученных знаний в новой ситуации.
-
Построение урока на основе технологии «Диалог культур»
1) Диагностика готовности обучающихся к диалогическому общению. 2) Поиск опорных мотивов. 3) Переработка учебного материала в систему проблемных вопросов и задач. 4) Продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога. 5) Проектирование возможных ролей и условий их восприятия обучающимися, выявление зон импровизации (таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников).
-
Уровень овладения культурно-языковой компетенцией обучающихся
2-3 классы - уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, кратко рассказать о себе, о своей семье, описать простую картину, составлять простые речевые фразы; - знакомство с творчеством мордовских детских писателей, поэтов, с детским эрзянским журналом «Чилисема». 4-5 классы - уметь выразительно читать и переводить, составлять небольшой текст (4-5 предложений), работать в паре, в группе, правильно списывать слова, анализировать, сравнивать и делать выводы; - знакомство с традициями и обычаями мордовского народа, национальным костюмом, изучение народно-декоративного творчества. 6-7 классы - уметь свободно читать по учебнику, выполнять различные грамматические устные и письменные задания, составлять тексты из 10-12 предложений на заданную тему, переводить тексты, составлять и задавать вопросы, воспринимать на слух речевые высказывания учителя, обучающихся, пересказывать небольшой текст, участвовать в диалоге; - подробное изучение традиций и обычаев мордовского народа, мифологии, костюма, устного народного творчества, произведений мордовских писателей, поэтов, работа с журналом «Сятко».
-
-
Результаты участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах разного уровня
-
Результаты участия в профессиональных конкурсах
-
Участие в инновационной (экспериментальной) деятельности
-
Проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий
-
Выступления на семинарах, секциях, заседаниях РМО
-
Наличие публикаций, включая интернет-публикации
-
В современном мире нет, и не может быть изолированных культур, «все они живут и развиваются только в диалоге с другими культурами». Способность культуры осваивать и принимать достижения другой – показатель ее жизнеспособности. Следовательно, обучение эрзянскому языку посредством технологии «Диалог культур» не только формирует культурно-языковую компетенцию обучающихся, но и способствует развитию поликультурной личности, стремящейся к межкультурному диалогу в духе толерантности, к сохранению своего языка и культуры, а также к познанию и осмыслению иных языков и культур. Родной язык нам нужно беречь, Не будет его – не будет народа... Сохраним вместе эрзянскую речь, Богатство её, красоту и свободу! Воспитаем беспредельную любовь К родным местам, к родному слову. Возродим в сердцах духовность вновь: Она для будущего – прочная основа!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.