Презентация на тему "Культуроведческий аспект в преподавании русского языка в школе"

Презентация: Культуроведческий аспект в преподавании русского языка в школе
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Культуроведческий аспект в преподавании русского языка в школе" по русскому языку. Презентация состоит из 22 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.17 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Культуроведческий аспект в преподавании русского языка в школе
    Слайд 1

    Культуроведческий аспект в преподавании русского языка в школе

  • Слайд 2

    Изменившиеся требования общества Тенденции современной лингвистики язык как средство формирования успешной, социально адаптированной, толерантной личности изучение языка через изучение его носителя – человека Причины выделения культуроведческого аспекта в преподавании русского языка Компетентностный подход: культуроведческая компетенция языковая личность

  • Слайд 3

    Лингвотеоретические основы разработки культуроведческого аспекта 1. Язык — форма и зеркало национальной культуры. Культура включена в язык. 2. Язык — основная форма хранения знаний о культуре народа и средство познания этих знаний. 3. Картина мира воздействует на человека, формируя его языковое сознание, а вместе с ним и культуронациональное самосознание. «..язык участвует в формировании менталитета этноса, народа, нации» (В.Н. Телия)

  • Слайд 4

    Задачи реализации культуроведческого аспекта воспитание любви к народу развитие национального самосознания формирование представлений о родной культуре как материальной и духовной ценности формирование русской языковой картины мира осознание особенностей родного языка, его своеобразия

  • Слайд 5

    Требования к отбору и методической интерпретации культуроведческого материала Раскрывает русскую языковую картину мира. Создает национально-культурный фон для познания самобытности русского языка.

  • Слайд 6

    обучение русскому языку в контексте русской культуры в контексте диалога культур Два направления в реализации культуроведческого аспекта познание, постижение русской культуры, отраженной в языке осознание самобытности, русского языка на фоне сопоставления с другими культурами и языками

  • Слайд 7

    национально-маркированные единицы языка тексты с национально-культурным компонентом I направление.Материал для формирования контекста русской культуры концепты духовной культуры русского народа стереотипы речевого поведения, включая речевой этикет

  • Слайд 8

    Содержание культурно-значимой информации в денотативном аспекте значения в коннотативном аспекте значения Национально-маркированные единицы языка реалии быта традиции обычаи образы-эталоны

  • Слайд 9

    1.Названия архитектурных сооружений и их частей (кремль, терем, хоромы, палата, светлица, изба). 2. Наименования крестьянской утвари (печь, сундук, икона). 3. Названия транспортных средств и средств передвижения (тройка, сани). 4. Наименования продуктов питания и традиционных русских блюд (сбитень, расстегай, щи, водка, чай, блины). 5. Названия сословий и чинов (боярин, стрелец, казак, князь, стольник). Единицы, содержащие культурно-значимую информацию в денотативном аспекте значения

  • Слайд 10

    6. Названия музыкальных инструментов (гусли, балалайка). 7. Названия музыкальных форм, исполнителей и танцев (частушка, запевала, хоровод, песенник). 8. Жанры устного народного творчества (загадка, сказка, пословица, поговорка). 9. Слова из фольклора (витязь, травушка-муравушка, красна девица. младешенька). 10 Параметрическая лексика (вершок, пядь, сажень, аршин, верста, фунт, пуд, золотник). 12. Праздники и связанные с ними обычаи и обряды (Рождество, Крещение, Масленица, Прощеное воскресение). Единицы, содержащие культурно-значимую информациюв денотативном аспекте значения (продолжение)

  • Слайд 11

    по содержанию Тексты с национально-культурным компонентом Отбор текстов с национально-культурным компонентом по форме традиции, обычаи, быт, религия произведения художественной литературы, мифы, предания, публицистические произведения, произведения фольклора, прецедентные высказывания цель - отражение национально-культурного фона России

  • Слайд 12

    II направлениекультуроведческого аспекта

    познание русской культуры задача -формирование представления о своеобразии, самобытности и уникальности русского и родного (иностранного) языка в диалоге с культурой других народов во взаимодействии с культурой других народов

  • Слайд 13

    Диалог культур

    каждая культура моделируемая встреча культур в процессе изучения языка в одном временном срезе раскрывает общее, что объединяет культуры разных народов открывает свои новые стороны

  • Слайд 14

    Цель диалога культур

    определение своеобразия каждой из культур путем сопоставления

  • Слайд 15

    Что такое культура?

    ЦЕННОСТИ ОЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ, присущие всем народам УНИКАЛЬНЫЕ, присущие одному народу или группе народов СОВОКУПНОСТЬ материальных и духовных ЦЕННОСТЕЙ, созданных и накопленных человеком УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

  • Слайд 16

    Учебная модель диалога культур

    ОЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ УНИКАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ выделение в своей культуре групп ценностей НА ОСНОВЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ С ЦЕННОСТЯМИ ДРУГИХ КУЛЬУТР осознание своеобразия своего языка (культуры) и в то же время сходства и близости языков (культур)

  • Слайд 17

    Функции «диалога культур» в преподавании средство формирования умения жить и общаться в многонациональной стране средство осознания учащимися многообразия духовного и материального мира средство признания и понимания учащимися ценностей другой культуры средство осознания уникальности родной культуры средство познания национальной (иной)культуры

  • Слайд 18

    «Картина мира» - центральное понятие «диалога культур» концептуальная КАРТИНА МИРА – ЗЕРКАЛО реальной (объективной) картины мира Концептуальная модель мира МИР - универсальная ПОНЯТИЙНАЯ СИСТЕМА

  • Слайд 19

    «Картина мира» КАРТИНЫ МИРА, создаваемые и отражаемые национальными языками, существенно РАЗЛИЧАЮТСЯ создается и отражается в национальном языке существует национальная специфика отражения объективной картины мира

  • Слайд 20

    ЯЗЫКОВЫЕ ФАКТЫ проявления национально-культурной специфики образы животных и птиц, а также специфичные ассоциации их с характером человека названия предметов, явлений, событий термины родства, время, цвет, части тела, степень размера, высоты нормы речевого поведения

  • Слайд 21

    Реализация культуроведческого аспекта в обучении 2 этап - осознание и постижение богатства и своеобразия русского языка 1 этап - приобщение к языку — феномену культуры и к русской культуре, отраженной в русском языке создание контекста культуры в обучении русскому языку в процессе диалога культур

  • Слайд 22

    Список использованной литературы Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб.: Просвещение, 2002. Быстрова Е. А. Культуроведческий аспект в преподавании русского языка в школе // Русская словесность. — 2001. — №6. Быстрова Е. А. Культуроведческий аспект в преподавании русского языка в условиях ближнего зарубежья // Школа и мир культуры этносов. — Вып. 2.— М., 1995. Быстрова Е. А. Программа элективного курса «Русский язык и культура» для школ гуманитарного профиля // Мир русского слова. — № 4. — 2003. Муллагаглиева Л.К., Саяхова Л.Г. Пособие для учителя. Русский язык в диалоге культур. - Уфа: Китап, 2008. Муллагалиева Л.K. Реалии русской культуры. Лингвокультурологический словарь / Под ред. Л.Г.Саяховой - Уфа, 2001. СаяховаЛ.Г. Методология и методическая система формирования лингвокультурологической компетенции тюркоязычных учащихся на уроках русского языка. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. СаяховаЛ.Г. Русский язык в диалоге культур.- Москва: Научно-издательский центр, 2006.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке