Содержание
-
МИНИМАЛЬНЫЕ ДИЗАРТРИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА.
-
ПЛАН: 1.Минимальное дизартрическое расстрой- ство. 2.Симптоматика. 3.Происхождение. 4.Неблагоприятные факторы. 5.Механизм нарушения звукопроизноше- ия. 6.Нарушения звукопроизношения. 7.Упрощения артикуляции. 8.Вывод. 9.Литература.
-
Минимальное дизартрическое расстройство - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевое расстройство, при котором ве- дущим в структуре речевого дефекта является стойкое нарушение фонетической стороны речи.В основе минимальных дизартри- ческих расстройств так- же лежит органическое поражение центральной и периферической нервной системы.
-
Вследствие большой вариативности и комбинантности симптоматика минималь-ных дизартрических расстройств доволь-но разнообразна и неоднородна: наряду с центральными спастическими парали-чами и парезами мышц наблюдаются на-рушения мышечного тонуса (в основ- ном в виде мышеч-ной ги- пертонии), различ-ные ги- перкинезы и другие двига- тельные наруше-ния.
-
Возникают при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, иду-щих от коры головного мозга к ядрам че-репных нервов ствола. Минимальные дизарт- рические расстройства могут наблюдаться у детей, перенесших воз- действие различных не- благоприятных факторов в течение пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития.
-
Неблагоприятные факторы: токсикоз беременности; хроническую гипоксию плода; хронические заболевания ма- тери (болезни печени, почек, сердечно-сосудистые заболе- вания и т.д.); заболевания, перенесенные во время беременности (особенно в первой ее половине); стремительные или сухие затяжные ро- ды;
-
явления асфиксии новорожденных различной степени выраженности; резус-конфликтная ситуация; слабость родовой деятельности матери, угрожающая асфиксией плода и требу-ющая применения разнообразных средств родовспомо- жения (стимуляции, ручной помощи,на- ложения щипцов и т.д.);
-
наличие различных, нередко тяжелых заболеваний (особенно на 1-м году жизни):вирусный грипп, пневмония, тяжелые формы желудочно-кишечных заболеваний, частые простудные и инфекционные заболевания, в неко- торых случаях сопровождаю- щиеся судорож- ными припадка- ми на фоне вы- сокой температуры.
-
Нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расст-ройствах имеют свой специфический ме-ханизм. Выраженные нарушения звуко-произношения при мини- мальных дизартрических расстройствах с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лекси- ко-грамматической сторон речи, затруд- няют процесс школьного обучения детей.
-
По мнению многих авторов (О.А.Токаре- ва, Е.Ф. Соботович, А.Ф Чернопольская, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская и др.), нару-шения звукопроизносительной стороны речи у детей с минимальными дизартри-ческими расстройствами выражаются в искажени- ях, в смешениях, в заменах и в пропусках звуков. На втором месте по распространенности - нарушения произ-ношения шипящих звуков, далее следуют нарушения произношения звуков л, р и переднеязычных т, д, н.
-
При этом характерным является упроще-ние артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим ар-тикуляторно - акустическим признакам: щелевые - взрывными, звонкие - глухими, шипящие - свистящими, твердые - мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы. Наиболее распространенными являются на-рушения произношения свистя- щих звуков.
-
ВЫВОД: Таким образом, для минимальных дизартрических расстройств характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: -недостаточная иннервация органов речи (головного, артикуляционного и дыха- тельного отделов); -нарушение мышечного тонуса артикуля- ционной и мимической мускулатуры.
-
ЛИТЕРАТУРА: 1.Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагности- ки стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. 1978. 2.Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогичес- кая характеристика детей, страдающих стёртой дизартрией и методы коррекционного воздействия. /Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981. 3. Логопедия / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 4. Логопедия. Методическое наследие. Кн. 1:Нару- шения голоса и звукопроизносительной стороны речи, Ч.2. Ринолалия. Дизартрия. / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2003. 15. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Развитие фоне- тико-фонематической стороны речи у дошкольни- ков со стертой формой дизартрии. 1994.а
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.