Содержание
-
Стертая дизартрия
Выполнила: Ищенко Ольга Юрьевна МАДОУ «ЦРР-ДС № 4 г. Благовещенска «Фантазия»
-
Речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонента речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).
-
Признаки дизартрии
Подвижность артикуляционныхмышц ограничена: наблюдается гипертонус или гипотонус мышц речевого аппарата (язык вялый и вываливается изо рта или язык напряжён, отодвинут назад) Гнусавость ребенка, при отсутствии признаков гайморита и насморка. Искажение звуков в словах: замена звуков на другие; пропускание звуков в словах (одного, нескольких или всех сразу). Нарушение речевого дыхания: к концу фразы речь затухает; ребенок задыхается или начинает часто дышать. Нарушение голоса: голос слишком высокий или писклявый. Нарушение мелодичности речи: не возможность изменить высоту тона;речь монотонная; поток слов быстрый или замедленный;речь не понятна.
-
Историческая справка
Г. Гуцман – вторая половина XIX в. Впервые поставил вопрос о нетипичных нарушениях произношения. А.Куссмаулем – в 1879г. Описал ряд форм расстройств речи и ввёл термин «дизартрия». Им выделены различные проявления дизартрии: расстройства артикуляции и расстройства дикции. О.А.Токарева впервые предложила термин «стёртая» дизартрия. Характеризует проявления «стёртой дизартрии» как лёгкие (стёртые) проявления «псевдобульбарной дизартрии».
-
При обследовании вполиклинике у логопеда у детей в возрасте 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:
ОБЩАЯ МОТОРИКА МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА ПРОСОДИКА ЗВУКОПРОИЗН0ШЕНИЕ. ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
-
ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Паретичность мышц Спастичность мышц Гиперкинезы Апраксия Девиация Гиперсаливация У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляциионном аппарате
-
ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы: Первая группа Третья группа Вторая группа
-
В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы
Группа с фонетическими нарушениями Группа с фонетико-фонематическим недоразвитием Группа с общим недоразвитием речи
-
Дифференциальная диагностика нарушений моторных функций речи при разных речевых нарушениях
-
Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие
Медицинское воздействие (определяется неврологом) Психолого-педагогическое воздействие (дефектологами, психологами, воспитателями, родителями) Логопедическая работа (родители, коррекционная работа логопеда) развитиесенсорныхфункций уточнение пространственных представлений формирование конструктивного праксиса развитие высших корковых функций формирование тонких дифференцированных движений рук формирование познавательной деятельности психологическую подготовку ребенка к обучению в школе Нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата (массаж) ЛФК рефлексотерапию массаж физиотерапию Индивидуальные назначения врача медикаментозную терапию Упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата Упражнения по укреплению голоса, дыхания Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи Развитие мелкой моторики рук Упражнения при автоматизации и дифференциации звуков Выработка у ребенка самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков
-
Выводы:
Стёртая дизартрия – одно из самых распространённых речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике. Вопросы диагностики и содержания коррекционной работы с детьми со стёртой дизартрией остаются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и в практическом плане. Сложная структура речевого нарушения при стёртой дизартрии требует комплексного подхода в организации и проведении коррекционных мероприятий.
-
Изучение стёртой дизартрии является предметом исследования, педагогических и лингвистических дисциплин. Вместе с тем вопрос терминологии данного нарушения в разных направлениях исследований трактуется по – разному. Таким образом, в специальной литературе выбор термина, определяющего стёртую дизартрию, остаётся дискуссионным.
-
Используемая литература
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия. М.: АСТ: Астрель, Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1918. Киселёва В.А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией //Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец, М. – Воронеж, 2003, с 39 – 50. Лопатина Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. - №2. с 64 -70. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии – М.: 1989. – 221 с. – С 82-85. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: 1959.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.