Содержание
-
Мониторинг достижения детьми результатов освоения ООП дошкольного образования
Сомкова Ольга Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им.А.И.Герцена г. Санкт-Петербург
-
Эталонные проявления интегративных личностных качеств ребенка дошкольного возраста
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
-
любознательный, активный
интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
-
эмоционально отзывчивый
откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы
-
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
-
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
-
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
-
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе
ребенок имеет представление:о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях; о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
-
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
ребеноковладел универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
-
овладевший необходимыми умениями и навыками
у ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
-
Этапы проведения педагогического мониторинга достижений
Основной этап: наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (2-3 недели или в течение года) Цель: отслеживание , фиксация и оценка индивидуальных проявлений интегративных качеств. Алгоритм действий педагога: Определить конкретные задачи наблюдения Выбрать 3-5 детей в качестве объектов наблюдения в течение дня Выбрать целесообразные ситуации наблюдения Определить способ фиксации результатов (запись в блокноте, на бланке протокола, на видеокамеру)
-
Организация наблюдения
Описание фиксируемого качества, его проявлений Определение критериев Определение показателей (для каждого возраста свои) Работа с протоколом наблюдения (разработка, использование готового, коррекция готового протокола) Составление таблицы (приложения гиперссылка)
-
Пример: критерии и показатели (овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками)
общение со взрослыми и детьми; проявляет инициативу и охотно вступает в речевое общение со взрослыми: задает вопросы, отвечает на вопросы. в процессе общения со сверстниками для поддержания сотрудничества проявляет интерес, сочувствие, сострадание; проявляет предпочтения в выборе партнеров по играм и общению;
-
Пример: критерии и показатели
практическое владение нормами речи - знание и использование речевого этикета Использует в знакомых ситуациях общения вариативные этикетные формы приветствия и прощания, обращения с просьбой, выражения благодарности, высказывания обиды, жалобы. При обращении к сверстнику называет его имя, к взрослому – имя отчество.
-
владение компонентами устной речи (лексической стороной, грамматическим строем речи, произносительной стороной речи; связной речью – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; составляет описательный рассказ из 5—6 предложений, повествовательный рассказ по картине с помощью взрослого; самостоятельно пересказывает короткие хорошо знакомые литературные произведения; используют в речи названия предметов и материалов, их свойств и качеств; самостоятельно пользуется системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов эмоционально, выразительно читает стихи, регулируя интонацию и силу голоса в зависимости от содержания стихотворения
-
Подготовка материалов для ведения наблюдения
Блокнот с отрывными листами на клейкой основе Карандаш или ручка для ведения повседневных записей Тетрадь или большой лист-экран для фиксации листков из блокнота с записями фактов наблюдения
-
Способы фиксации результатов мониторинга достижений
Балльный или цветовой способ: 0 баллов (черный цвет) – интегративное качество не проявляется (отсутствие качества). Требуется помощь специалистов. 1 балл (красный цвет) – единичные проявления качества. Критический уровень сформированности качества. Планирование работы. 2 балла (желтый цвет) – качество проявляется нестабильно. Допустимый уровень сформированности качества. 3 балла (зеленый цвет) – качество проявляется стабильно. Достаточный уровень сформированности.
-
Обобщение результатов таблицы
Подсчет баллов у каждого ребенка и определение уровня сформированности данного качества. Качественный анализ проявления качества у ребенка: достижения ребенка ( по каким показателям высокие баллы) и трудности (низкие баллы) Принятие управленческого решения : определение задач, индивидуального образовательного маршрута, коррекционной программы. Оценка сформированности интегративного качества у детей группы в целом (по аналогичной схеме)
-
Дополнительный этап: уточняющий результаты наблюдения. Проводится по необходимости перед обобщением результатов мониторинга Использование диагностических ситуаций, бесед, анализа продуктов детской деятельности для уточнения данных наблюдения
-
? Какой может быть цель диагностических ситуаций на уточнение оценки качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Развитие одной или нескольких сторон речи Освоение некоторых правил этикета Общение с детьми других возрастов Общение с незнакомыми взрослыми
-
Пример диагностической ситуации
Ситуация 2. Цель - Оценка уровня практического овладения нормами речи (знание правил речевого этикета) Контекст ситуации для педагога, стимульный материал: Ребенку последовательно предлагаются картинки (3 штуки) с изображением ситуаций приветствия, знакомства, пребывания в общественном месте (в кафе, театре, музее). Лучше если изображенные ситуации будут носить проблемный характер, связанный с нарушением правила этикета. Ребенку предлагается найти ошибки в поведении персонажа и «дать ему совет»- научить соблюдению этикета. Воспитатель фиксирует знание ребенком речевых этикетных форм. Контекст ситуации для детей: « Рассмотри картинку. О чем она? Нравится ли тебе поведение героя? Что он делает неправильно? Дай ему совет: как надо поступать в этой ситуации? Что надо сказать? Какие слова помогут исправить положение?» Показатели: Узнает содержание ситуации Дает адекватную оценку персонажу Знает речевые формулы этикета
-
? Определите продукты детской деятельности для мониторинга качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Записи детских ответов на вопросы Записи составленных детьми описательных и повествовательных рассказов Записи сочиненных детьми сказок, загадок, стихов
-
? На что может быть направлена диагностическая беседа?
На умение формулировать мысль в форме сложноподчиненного предложения На знание правил этикета На умение слышать и понимать речь На проявление речевого творчества, фантазии
-
оценка общего уровня сформированности владения средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
суммировать баллы в таблице и по диагностическим ситуациям и определить итоговый балл: РН+ ДС = УСК Оценка по результатам наблюдения: Оценка участия в ситуации: максимум-9 баллов (по 3 балла за каждую из 3 ситуаций); Минимум- 0 баллов
-
задание
Разработать и провести мониторинг развития коммуникативных умений и речи детей подготовительной группы (январь и апрель) Разработать план-проект индивидуального сопровождения ребенка с целью развития общения и речи (индивидуальный образовательный маршрут). Определить результаты работы по составленному плану
-
Проектирование педагогического процесса по результатам педагогической диагностики.
Характеристика исходного состояния, обоснование целей деятельности, описание системы предполагаемых действий (проект должен предусматривать выделение этапов его реализации) анализ достигнутых результатов .
-
каждый этап должен предусматривать достижение вполне определенных диагностируемых изменений в конкретном объекте (у детей, в педагогическом процессе, у родителей и т.п.) В этом отношении проект приближается к описанию педагогической технологии.
-
если существенных проблем не выявлено, акцент в проекте делается на направлениях, характерных для данного возрастного этапа. Предусматриваются педагогические средства и способы для сохранения, поддержки и развития индивидуальности ребенка. Если в развитии ребенка наблюдаются проблемы, целесообразно концентрировать усилия на решении проблем.
-
сформулировать ответ на три вопроса:
1. В чем заключается проблема данного ребенка? Что можно определить как достижение ребенка?2. Чего мы хотим достичь за несколько недель? (Будьте конкретными и реалистичными в постановке задач)3. Какая специальная работа может помочь решению проблем и поддержке достижений? (Определяются содержание работы и формы ее реализации в педагогическом процессе детского сада, формулируются рекомендации семье).
-
Успехов в выполнении задания!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.