Презентация на тему "Принцип интеграции как основа педагогического проектирования"

Презентация: Принцип интеграции как основа педагогического проектирования
1 из 91
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.62 Мб). Тема: "Принцип интеграции как основа педагогического проектирования". Содержит 91 слайд. Посмотреть онлайн. Загружена пользователем в 2017 году. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    91
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Принцип интеграции как основа педагогического проектирования
    Слайд 1

    Принцип интеграции как основа педагогического проектирования

    Кириенко Светлана Дмитриевна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства

  • Слайд 2

    Реализация интегративного подхода к организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ

  • Слайд 3

    Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями (ФГТ)

    принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей

  • Слайд 4

    продолжение

    Интеграция предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.

  • Слайд 5

    Интегративные качества

    Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

  • Слайд 6

    Любознательный, активный.   Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

  • Слайд 7

    Эмоционально отзывчивый Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы.

  • Слайд 8

    Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.  Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. 

  • Слайд 9

    Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

  • Слайд 10

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. 

  • Слайд 11

    Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе

  • Слайд 12

    Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

  • Слайд 13

    Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

  • Слайд 14

    Программа строится на основании следующих принципов

    * Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей *Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

  • Слайд 15

    Понятие - интеграция

    Интеграция – объединение элементов в целое( пер. с лат.) Интеграция – процесс создания этой целостности

  • Слайд 16

    Принцип интеграции

    Связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда: - поведение и деятельность дошкольника представляют собой «еще недостаточно дифференцированное целое» (Выготский Л.С.); - «схватывание» целого раньше частей, позволяет индивиду (в детском возрасте – О.С.,Н.Ф.) «сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей…» (Давыдов В.В.); - «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» (Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т.)

  • Слайд 17

    Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса

  • Слайд 18

    Интеграция -

    системное образование, объединяющее интегративное целое, представляющее собой синтез процессуальных и результирующих составляющих интеграции (Н.В.Федина,О.А.Скоролупова)

  • Слайд 19

    Педагогическая интеграция-

    Это высшая форма взаимосвязи ( разделов образования, этапов образования), которой присуще нерасторжимость компонентов, новая структура, новая функция вступающих в связь объектов ( В.С. Безрукова)

  • Слайд 20

    Педагогическая интеграция -это

    Принципы ( ведущая идея ) Процесс (создание новой целостной системы..) Результат (форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь-интегрированное занятие, например) – В.С. Безрукова

  • Слайд 21

    Интеграция - это

    Не простое объединение частей в целое, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям

  • Слайд 22

    Требования ФГТ определяют

    возможности содержательной и технологической интеграции различных видов детской деятельности

  • Слайд 23

    Формы реализации принципа интеграции:

    *Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы *Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса *Интеграция детских деятельностей

  • Слайд 24

    Комплексно-тематический принцип

    Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей

  • Слайд 25

    Модель воспитательно-образовательного процесса на год

  • Слайд 26

    ФГТ определяют

    Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»

  • Слайд 27

    Причины условного деления направлений развития детей на образовательные области:

    Наличие специфических задач Наличие специфического содержания Наличие форм и методов дошкольного образования Потребности массовой практики

  • Слайд 28

    Основные направления развития детей и образовательные области

    Физическое развитие- физическая культура, здоровье Художественно-эстетическое развитие – музыка, художественное творчество Социально-личностное развитие – социализация, труд, безопасность Познавательно-речевое развитие- коммуникация, познание, чтение художественной литературы

  • Слайд 29

    Каждая образовательная область направлена на развитиекакой-либо детской деятельности и основана на ней

    «Физическая культура» - двигательной (как двигательной активности) «Социализация» - игровой «Труд» - трудовой «Познание» - познавательно-исследовательской «Коммуникация» - коммуникативной «Чтение художественной литературы» - восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности «Художественное творчество» - продуктивной «Музыка» - музыкально-художественной

  • Слайд 30

    Физическая культура

    Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие

  • Слайд 31

    Здоровье

    Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья

  • Слайд 32

    Безопасность

    Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания

  • Слайд 33

    Социализация

    Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений

  • Слайд 34

    Труд

    Содержание образовательной области«Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду

  • Слайд 35

    Познание

    Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение

  • Слайд 36

    Коммуникация

    Содержание образовательной области «Коммуникация»направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

  • Слайд 37

    Специфика интеграции:

    Интеграция осуществляется в рамках образовательного процесса В качестве оснований для интеграции, объединения задач образовательного процесса выступают образовательные области

  • Слайд 38

    Одно из условий интеграции содержания образования –

    «Определение системообразующего фактора интеграции – это нахождение основания для объединения» В.С.Безрукова

  • Слайд 39

    Системообразующие факторы:

    идеи, явления, понятия, предметы, способные объединить компоненты системы, стимулировать деятельное проявление, сохранить определенную и необходимую степень свободы компонентов, обеспечить саморегуляцию новой системы, ее саморазвитие

  • Слайд 40

    Проблема-

    Организация образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе принципа интеграции

  • Слайд 41

    ФГТ

    Программа должна: ….предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детейне только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования

  • Слайд 42

    Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ)

  • Слайд 43

    Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ

  • Слайд 44

    Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели:

    Исключение учебного блока (но не процесса обучения!) ; Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность; Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков; Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».

  • Слайд 45

    Признаки различных моделей организации образовательного процесса

  • Слайд 46
  • Слайд 47
  • Слайд 48

    Непосредственно образовательная деятельность

    Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач

  • Слайд 49

    Формы непосредственно образовательной деятельности

  • Слайд 50

    Метод проектов-

    Один из вариантов интеграции ( интеграция на основе единого проекта)

  • Слайд 51

    Особенность проектной деятельности дошкольников:

    ребенок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить замысел ( цель)

  • Слайд 52

    Проектная деятельность-

    характер сотрудничества детей, педагогов, родителей

  • Слайд 53

    Проектирование-

    это процесс создания проекта предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте ( энциклопедический словарь)

  • Слайд 54

    Технологическая цепочка реализации образовательной работы на основе проектов

    Стратегия: Составление плана воспитательной работы по основным направлениям Разработка системы измерения результатов воспитательной работы на основе критериев мониторинга эффективности педагогического процесса  

  • Слайд 55

    Тактика-

    1. Тематическое интегрированное планирование, объединяющее содержание всей образовательной работы на определенные периоды( 1-2 недели) 2. Разработка форм взаимодействия с родителями, путей совершенствования образовательной среды 3. Разработка плана тематических недель ( проектов)

  • Слайд 56

    Тематические недели как форма организации воспитательно-образовательнойработы:

    все группы работают над одной темой, которая раскрывается в течении недели в каждой группе через разнообразные виды и формы деятельности с учетом возраста общая тема звучит как лейтмотив в течение всего дня- на занятиях, общих мероприятиях, в режимных моментах

  • Слайд 57

    Комплексно-тематический принцип (ФГТ):

    Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей

  • Слайд 58

    Выбор темы зависит от:

    Годовых задач функционирования учреждения *Событий , явлений в жизни общества *Предложений педагогов *Может определяться национально- региональным компонентом

  • Слайд 59

    ФГТ

    Комплексно-тематический принцип реализуется с помощью международного и российского примерного календаря праздников (событий).

  • Слайд 60

    Реализация комплексно-тематического принципа-

    организационная основа реализации комплексно-тематического принципа построения Программы - примерный календарь праздников тематика праздников ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста

  • Слайд 61

    продолжение

    Тематика посвящена различным сторонам человеческого бытия: явлениям нравственной жизни ребенка окружающей природе миру искусства и литературы

  • Слайд 62

    Возможные темы проектов-

    Конкретные:«Дома», «Игрушки», «Транспорт» Абстрактные:«Дружба», «Мои права», «Удовольствия», «Превращения» Близкие практическому опыту детей: «Домашние животные», «Посуда», «Зима» Удаленные: «Космос», «Море»

  • Слайд 63

    Просмотр проектов

  • Слайд 64

    Подтема

    Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ  

  • Слайд 65

    Основная цель проектного метода-

    развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей

  • Слайд 66

    Значение использования метода проектов-

    Повышает самостоятельную активность детей . Развивает творческое мышление детей Развивает умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении Делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей

  • Слайд 67

    Типы проектов:

    1.Исследовательско- творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде творческого продукта- газеты, драматизации и т. д. 2.Ролево- игровые: проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы 3.Творческие: Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, спектакля для малышей, вернисажа « Красивое своими руками», концерта для мам 4. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы: благоустройство группы, оформление и уход за клумбой

  • Слайд 68

    Другие признаки классификации:

    Состав участников- групповой , личный. семейный и т.д. Продолжительность – краткосрочный несколько занятий; средней продолжительности – 1-3 недели; долгосрочный – до 1 года)

  • Слайд 69

    Механизм проектирования-

    Процесс проектирования состоит из 3х этапов: 1.разработка проекта (цель,задачипроекта) 2.их реализация (это модель реализации и поэтапный план действий) 3. анализ результатов

  • Слайд 70

    Этапы проекта

  • Слайд 71

    Этапы

  • Слайд 72
  • Слайд 73
  • Слайд 74

    Этапы осуществления проекта

    1. Постановка цели (формирование проблемы) 2. Планирование деятельности: *выбор деятельности *выбор материала *выбор места *выбор способа деятельности

  • Слайд 75

    продолжение

    3. Реализация плана 4. Презентация проекта 5. Анализ

  • Слайд 76

    Комментарий

    Этап планирования деятельности: Планировать тематический проект- значит вместе с детьми обсудить, выбрать и принять решение о том, что станет общей темой на 1-2 недели Главная задача педагога- помочь начать процесс инициирования, обсуждения и аргументирования тем и содержания

  • Слайд 77

    Этап планирования

    Например- потому что мне интересно, потому что мне интересно узнать, потому что могу научить других Затем идет обсуждение и запись всех идей детей- например- Что можно сделать для того, чтобы получился проект « Детский сад»?

  • Слайд 78

    Важно мотивировать действия детей Например: Ситуация: В группу пришли новые дети – частые обиды , конфликты Рассказ воспитателя: все взрослые люди живут по одним законам, которые прописаны в Конституции ( демонстрация книги).Зная законы и выполняя правила, все живут в мире и дружбе

  • Слайд 79

    продолжение

    Воспитатель– Как вы думаете , что поможет нам в группе жить дружно? ( придумать правила, создать книгу) Воспитатель – Какой бы вы хотели видеть нашу книгу? ( идеи детей)

  • Слайд 80

    Метод ладошки Н.М. Крылова

    Задумка Выбери материал Выбери инструмент Все делай по порядку Результат

  • Слайд 81

    продолжение

    Из чего мы будем делать нашу книгу? ( идеи детей) * Какой нам понадобится материал? ( перечисляют) * Каким способом мы можем скрепить страницы? ( идеи детей) и т.д.

  • Слайд 82

    Использование метода ладошки

    * Из чего мы будем делать нашу книгу? ( идеи детей) * Какой нам понадобится материал? ( перечисляют) * Каким способом мы можем скрепить страницы? ( идеи детей) и т.д.

  • Слайд 83

    продолжение

    Все идеи детей воспитатель записывает на большом листе печатными буквами или символами, обязательно подписывает имя автора Задача педагога- стимулировать активность детей

  • Слайд 84

    Этапы работы дошкольников в проектной деятельности:

    Продумывание того, что должно получиться, и всех требований к конечному продукту, определение цели Подготовка материала, необходимого для получения требуемого продукта Планирование действий, которые надо выполнить Выполнение действий + получение продукта Оценка продукта

  • Слайд 85

    Информация

    Тематический проект может включать и идеи педагогов Идеи детей и педагогов можно записать разными цветами Лист с планом лучше разместить там, где проходит групповой сбор( круг общения). К нему можно периодически обращаться для уточнения, все ли запланированные интересные дела выполнены

  • Слайд 86

    продолжение

    Презентация проекта может быть организована на итоговом сборе Можно пригласить на презентацию детей из других групп, родителей

  • Слайд 87

    Предметно-развивающая среда

    должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

  • Слайд 88

    Все центры интегративны по своей сути-

    Центр книги может быть одновременно и центром грамоты, центром книгоиздательства, центром драматизации

  • Слайд 89

    Критерии к составлению проекта

    1. Название проекта 2. Тематическое поле 3. Проблема 4. Цель 5. Задачи 6. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта)

  • Слайд 90

    продолжение

    7.Описание продукта, полученного в результате проекта 8. Состав участников 9. Технологическая карта ( интеграция видов, областей) 10.Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта 11.Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта 12. Планируемое время на реализацию проекта по этапам 13. Форма представления

  • Слайд 91

    Литература

    Журнал « Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №9, 2009; 9, 2010 Журнал « Управление ДОУ» №1 2009; 2 2004 Материалы сайтов www.dosvozrast.ru 4.Ерошенко В.Г. Первый шаг. Проектно-тематическое планирование в детском саду. Минск, 2002. 5.Е.С.Евдокимова. Технология проектирования в ДОУ. Москва, 2006

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке