Содержание
-
Принцип интеграции как основа педагогического проектирования
Кириенко Светлана Дмитриевна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства
-
Реализация интегративного подхода к организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ
-
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями (ФГТ)
принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей
-
продолжение
Интеграция предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
-
Интегративные качества
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
-
Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
-
Эмоционально отзывчивый Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
-
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
-
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
-
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
-
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе
-
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
-
Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
-
Программа строится на основании следующих принципов
* Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей *Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
-
Понятие - интеграция
Интеграция – объединение элементов в целое( пер. с лат.) Интеграция – процесс создания этой целостности
-
Принцип интеграции
Связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда: - поведение и деятельность дошкольника представляют собой «еще недостаточно дифференцированное целое» (Выготский Л.С.); - «схватывание» целого раньше частей, позволяет индивиду (в детском возрасте – О.С.,Н.Ф.) «сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей…» (Давыдов В.В.); - «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» (Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т.)
-
Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса
-
Интеграция -
системное образование, объединяющее интегративное целое, представляющее собой синтез процессуальных и результирующих составляющих интеграции (Н.В.Федина,О.А.Скоролупова)
-
Педагогическая интеграция-
Это высшая форма взаимосвязи ( разделов образования, этапов образования), которой присуще нерасторжимость компонентов, новая структура, новая функция вступающих в связь объектов ( В.С. Безрукова)
-
Педагогическая интеграция -это
Принципы ( ведущая идея ) Процесс (создание новой целостной системы..) Результат (форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь-интегрированное занятие, например) – В.С. Безрукова
-
Интеграция - это
Не простое объединение частей в целое, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям
-
Требования ФГТ определяют
возможности содержательной и технологической интеграции различных видов детской деятельности
-
Формы реализации принципа интеграции:
*Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы *Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса *Интеграция детских деятельностей
-
Комплексно-тематический принцип
Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей
-
Модель воспитательно-образовательного процесса на год
-
ФГТ определяют
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»
-
Причины условного деления направлений развития детей на образовательные области:
Наличие специфических задач Наличие специфического содержания Наличие форм и методов дошкольного образования Потребности массовой практики
-
Основные направления развития детей и образовательные области
Физическое развитие- физическая культура, здоровье Художественно-эстетическое развитие – музыка, художественное творчество Социально-личностное развитие – социализация, труд, безопасность Познавательно-речевое развитие- коммуникация, познание, чтение художественной литературы
-
Каждая образовательная область направлена на развитиекакой-либо детской деятельности и основана на ней
«Физическая культура» - двигательной (как двигательной активности) «Социализация» - игровой «Труд» - трудовой «Познание» - познавательно-исследовательской «Коммуникация» - коммуникативной «Чтение художественной литературы» - восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности «Художественное творчество» - продуктивной «Музыка» - музыкально-художественной
-
Физическая культура
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
-
Здоровье
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья
-
Безопасность
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания
-
Социализация
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений
-
Труд
Содержание образовательной области«Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду
-
Познание
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение
-
Коммуникация
Содержание образовательной области «Коммуникация»направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
-
Специфика интеграции:
Интеграция осуществляется в рамках образовательного процесса В качестве оснований для интеграции, объединения задач образовательного процесса выступают образовательные области
-
Одно из условий интеграции содержания образования –
«Определение системообразующего фактора интеграции – это нахождение основания для объединения» В.С.Безрукова
-
Системообразующие факторы:
идеи, явления, понятия, предметы, способные объединить компоненты системы, стимулировать деятельное проявление, сохранить определенную и необходимую степень свободы компонентов, обеспечить саморегуляцию новой системы, ее саморазвитие
-
Проблема-
Организация образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе принципа интеграции
-
ФГТ
Программа должна: ….предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детейне только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования
-
Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ)
-
Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ
-
Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели:
Исключение учебного блока (но не процесса обучения!) ; Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность; Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков; Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».
-
Признаки различных моделей организации образовательного процесса
-
-
-
Непосредственно образовательная деятельность
Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач
-
Формы непосредственно образовательной деятельности
-
Метод проектов-
Один из вариантов интеграции ( интеграция на основе единого проекта)
-
Особенность проектной деятельности дошкольников:
ребенок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить замысел ( цель)
-
Проектная деятельность-
характер сотрудничества детей, педагогов, родителей
-
Проектирование-
это процесс создания проекта предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте ( энциклопедический словарь)
-
Технологическая цепочка реализации образовательной работы на основе проектов
Стратегия: Составление плана воспитательной работы по основным направлениям Разработка системы измерения результатов воспитательной работы на основе критериев мониторинга эффективности педагогического процесса
-
Тактика-
1. Тематическое интегрированное планирование, объединяющее содержание всей образовательной работы на определенные периоды( 1-2 недели) 2. Разработка форм взаимодействия с родителями, путей совершенствования образовательной среды 3. Разработка плана тематических недель ( проектов)
-
Тематические недели как форма организации воспитательно-образовательнойработы:
все группы работают над одной темой, которая раскрывается в течении недели в каждой группе через разнообразные виды и формы деятельности с учетом возраста общая тема звучит как лейтмотив в течение всего дня- на занятиях, общих мероприятиях, в режимных моментах
-
Комплексно-тематический принцип (ФГТ):
Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей
-
Выбор темы зависит от:
Годовых задач функционирования учреждения *Событий , явлений в жизни общества *Предложений педагогов *Может определяться национально- региональным компонентом
-
ФГТ
Комплексно-тематический принцип реализуется с помощью международного и российского примерного календаря праздников (событий).
-
Реализация комплексно-тематического принципа-
организационная основа реализации комплексно-тематического принципа построения Программы - примерный календарь праздников тематика праздников ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста
-
продолжение
Тематика посвящена различным сторонам человеческого бытия: явлениям нравственной жизни ребенка окружающей природе миру искусства и литературы
-
Возможные темы проектов-
Конкретные:«Дома», «Игрушки», «Транспорт» Абстрактные:«Дружба», «Мои права», «Удовольствия», «Превращения» Близкие практическому опыту детей: «Домашние животные», «Посуда», «Зима» Удаленные: «Космос», «Море»
-
Просмотр проектов
-
Подтема
Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ
-
Основная цель проектного метода-
развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей
-
Значение использования метода проектов-
Повышает самостоятельную активность детей . Развивает творческое мышление детей Развивает умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении Делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей
-
Типы проектов:
1.Исследовательско- творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде творческого продукта- газеты, драматизации и т. д. 2.Ролево- игровые: проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы 3.Творческие: Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, спектакля для малышей, вернисажа « Красивое своими руками», концерта для мам 4. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы: благоустройство группы, оформление и уход за клумбой
-
Другие признаки классификации:
Состав участников- групповой , личный. семейный и т.д. Продолжительность – краткосрочный несколько занятий; средней продолжительности – 1-3 недели; долгосрочный – до 1 года)
-
Механизм проектирования-
Процесс проектирования состоит из 3х этапов: 1.разработка проекта (цель,задачипроекта) 2.их реализация (это модель реализации и поэтапный план действий) 3. анализ результатов
-
Этапы проекта
-
Этапы
-
-
-
Этапы осуществления проекта
1. Постановка цели (формирование проблемы) 2. Планирование деятельности: *выбор деятельности *выбор материала *выбор места *выбор способа деятельности
-
продолжение
3. Реализация плана 4. Презентация проекта 5. Анализ
-
Комментарий
Этап планирования деятельности: Планировать тематический проект- значит вместе с детьми обсудить, выбрать и принять решение о том, что станет общей темой на 1-2 недели Главная задача педагога- помочь начать процесс инициирования, обсуждения и аргументирования тем и содержания
-
Этап планирования
Например- потому что мне интересно, потому что мне интересно узнать, потому что могу научить других Затем идет обсуждение и запись всех идей детей- например- Что можно сделать для того, чтобы получился проект « Детский сад»?
-
Важно мотивировать действия детей Например: Ситуация: В группу пришли новые дети – частые обиды , конфликты Рассказ воспитателя: все взрослые люди живут по одним законам, которые прописаны в Конституции ( демонстрация книги).Зная законы и выполняя правила, все живут в мире и дружбе
-
продолжение
Воспитатель– Как вы думаете , что поможет нам в группе жить дружно? ( придумать правила, создать книгу) Воспитатель – Какой бы вы хотели видеть нашу книгу? ( идеи детей)
-
Метод ладошки Н.М. Крылова
Задумка Выбери материал Выбери инструмент Все делай по порядку Результат
-
продолжение
Из чего мы будем делать нашу книгу? ( идеи детей) * Какой нам понадобится материал? ( перечисляют) * Каким способом мы можем скрепить страницы? ( идеи детей) и т.д.
-
Использование метода ладошки
* Из чего мы будем делать нашу книгу? ( идеи детей) * Какой нам понадобится материал? ( перечисляют) * Каким способом мы можем скрепить страницы? ( идеи детей) и т.д.
-
продолжение
Все идеи детей воспитатель записывает на большом листе печатными буквами или символами, обязательно подписывает имя автора Задача педагога- стимулировать активность детей
-
Этапы работы дошкольников в проектной деятельности:
Продумывание того, что должно получиться, и всех требований к конечному продукту, определение цели Подготовка материала, необходимого для получения требуемого продукта Планирование действий, которые надо выполнить Выполнение действий + получение продукта Оценка продукта
-
Информация
Тематический проект может включать и идеи педагогов Идеи детей и педагогов можно записать разными цветами Лист с планом лучше разместить там, где проходит групповой сбор( круг общения). К нему можно периодически обращаться для уточнения, все ли запланированные интересные дела выполнены
-
продолжение
Презентация проекта может быть организована на итоговом сборе Можно пригласить на презентацию детей из других групп, родителей
-
Предметно-развивающая среда
должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
-
Все центры интегративны по своей сути-
Центр книги может быть одновременно и центром грамоты, центром книгоиздательства, центром драматизации
-
Критерии к составлению проекта
1. Название проекта 2. Тематическое поле 3. Проблема 4. Цель 5. Задачи 6. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта)
-
продолжение
7.Описание продукта, полученного в результате проекта 8. Состав участников 9. Технологическая карта ( интеграция видов, областей) 10.Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта 11.Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта 12. Планируемое время на реализацию проекта по этапам 13. Форма представления
-
Литература
Журнал « Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №9, 2009; 9, 2010 Журнал « Управление ДОУ» №1 2009; 2 2004 Материалы сайтов www.dosvozrast.ru 4.Ерошенко В.Г. Первый шаг. Проектно-тематическое планирование в детском саду. Минск, 2002. 5.Е.С.Евдокимова. Технология проектирования в ДОУ. Москва, 2006
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.