Содержание
-
Новые педагогические технологииБейбулатова Е.А. руководитель Школы передового педагогического опыта учителей МБОУ СОШ №1 п. Степное
-
ДАЛЬТОН - ТЕХНОЛОГИЯ
ПРИМЕР ИННОВАЦИОННОЙ, АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЖИТЬ В СОЦИУМЕ, РАЗВИВАТЬ УМ, ТЕЛО И ДУШУ.
-
Принципы Дальтон-технологии
Принцип самостоятельности Принцип свободы Принцип сотрудничества
-
РЕАЛИЗУЕТСЯ ЭТА ТЕХНОЛОГИЯЧЕРЕЗ
ДАЛЬТОН – ЗАДАНИЯ (индивидуальные творческие задания) ЛАБОРАТОРНУЮ РАБОТУ (индивидуальная и коллективная учебно- познавательная самостоятельная деятельность), создание атмосферы доверия, ответственности
-
Основная идея Дальтон- технологии
работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ
-
Принцип свободы
Свобода – это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы.
-
Принцип самостоятельности:
это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности маршрута своего развития самостоятельность действий принятия решения ответственности за этот выбор.
-
Принцип сотрудничества:
Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю.
-
Критерии оценки результативности Дальтон-технологии
познавательная самостоятельность ученика; стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия с другими; уровень сформированности у школьника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).
-
Формы реализации
Идеи Дальтон-технологии реализуются через Дальтон-план, включающий: задания; лабораторию; «дом».
-
Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т.д. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки.
-
ТРЕБОВАНИЯ К ДАЛЬТОН- ЗАДАНИЯМ
Носят уровневый характер; Охватывают достаточный объем учебного материала; Четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения; Должны носить творческий характер, быть понятными и интересными ученику.
-
Задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним; В задании даются указания, литература, сроки выполнения; Задания предполагают различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими; Предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля; Содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.
-
Лаборатория
Это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях
-
«Дом»
Это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора, с кем выполнять работу; наличие группы консультантов
-
Формы реализации Дальтон – плана:
классное учебное занятие; коллективный урок; лабораторное занятие; конференция.
-
Классное учебное занятие
это занятие, имеющее своей целью главным образом усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии, т.е. это – составная часть классно-урочной системы.
-
Основные признаки коллективного урока
наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время практической деятельности; учитель – организатор и участник процесса обсуждения; ученик – участник и субъект организационной деятельности; результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого может быть своя) с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения. На таких уроках нельзя читать лекции; уходить при обсуждении от заявленной темы; делать выводы, носящие законченный характер; давать оценку выступлениям
-
Отличительная черта конференции
Обсуждение теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам, ценностям. Необходимость подготовительного этапа; Выступления в форме докладов, а не сообщений, т.е. в выступлениях важно обозначить собственную позицию.
-
Признаки лабораторного занятия
наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочник и др.; длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания; присутствие одного или нескольких консультантов. Во время занятия ученик работает индивидуально (в своем темпе, в паре, группе). Он может выступать на занятии в качестве консультанта. Кроме того в ходе занятия ученик может консультироваться с учителем по поводу возникающих вопросов. Роль учителя заключается в том, что он консультирует школьников, беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает зачеты, дает новые задания. В ходе лабораторий нельзя организовывать общее обсуждение проблемы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необходимости. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью учащихся.
-
Результаты Дальтон – технологии:
Развитие познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, овладение исследовательскими умениями; Снижение перегрузки учащихся за счет усвоения с интересом в условиях индивидуального темпа работы; Личностное развитие за счет обогащения социальным опытом других учащихся и взрослых. Интегративный характер данной технологии – в ней могут быть использованы технологии полного усвоения знаний, уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульная и проектная технологии
-
Ограничения в использовании технологии
1) материальные условия. Например, для общения детей необходимы отдельные столы, рабочие уголки. Рядом со столом учителя – стулья для учащихся, которые ждут своей очереди к учителю. Необходимо также иметь источники информации в классе или библиотеке, открытых кабинеты с наглядными пособия; 2) организационные условия. Важным является разработка вместе с детьми определенных правил: свободное передвижение по классу, не мешая друг другу; задания и сроки выполнения должны быть поняты каждым учеником; регламентация входа и выхода их класса и т.п.; 3) готовность учителя к изменению своих функций. Роль учителя заключается в том, чтобы :создать условия и «охранять» процесс самостоятельности учащихся, обеспечив их безопасность; стимулировать общение и сотрудничество как гомогенных, так и гетерогенных группах, в том числе и разновозрастных. Он должен передать часть полномочий самим учащимся, а главное – часть ответственности за обучение. Естественно, что учитель должен быть готов к переходу от фронтального обучения к работе с малыми группами и самостоятельной деятельности каждого ученика; 4) недостаточная мотивация учителей, учащихся и их родителей на принятие этой технологии; 5) большие трудовые и временные затраты на разработку дидактических материалов, ориентированных на самостоятельную работу школьников.
-
ЛИТЕРАТУРА:
Дальтон-план (методические рекомендации).- Магадан: МОУ "Гимназия №30", 2000. Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.,2001. http://sosh-1st.ucoz.ruШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.