Содержание
-
Раздел. Познание
Тема 1. Познание мира
-
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании Познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Результат познания — получение нового знания об окружающем мире. Продукт познания - знание. Процесс познания - наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
-
-
Философские направления познания мира.
-
Виды познания: обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное. Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
-
C5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о познании.
-
Ответ:
Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование . Примеры предложений: Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Познание представляет собой основной способ бытия, существования сознания. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Знания являются продуктом познания и др.
-
Раздел Познание
Тема 2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное
-
Два уровня познания (две стороны)
чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
-
Формы чувственного познания
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
-
Формы рационального познания
Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления. Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
-
Умозаключение
Индуктивное – умозаключение от частного к общему Дедуктивное – умозаключение от общего к частному Получаемое по аналогии
-
Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
-
Эти две ступени познания проявляются как единый процесс.
Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания.
-
Особенности чувственного и рационального познания
-
Интуиция (лат. intuitis — взгляд, вид) — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании Основные признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний. Различают следующие виды интуиции: — интеллектуальная — связана с умственной деятельностью; — мистическая — связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной.
-
Под воздействием эмоций и чувств формируется мотивационная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания.
-
Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом. Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации. Ложь — это сознательное искажение образа объекта.
-
ВЗ. Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СУЩНОСТЬ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ A) мысль, отражающая общие и 1) представление существенные свойства пред- 2) понятие метов, явлений, процессов 3) суждение Б) образ объекта познания, запе- 4) восприятие чатленныйв памяти B) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
-
Ответ: 2134.
-
Раздел. Познание
Тема 3. Истина, ее критерии. Относительность истины
-
Истина — это: — соответствие знаний действительности; — то, что подтверждено опытом; — некое соглашение, конвенция; — свойство самосогласованности знаний; — полезность полученного знания для практики. Классическая концепция истины связана с первым определением: истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. — Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
-
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения. Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
-
Одним из важнейших является вопрос о критериях истины.
Критерий истины — это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Возможные критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; соответствие фундаментальным законам; практика; простота, экономичность формы; парадоксальность идеи. Практика (от гр. praktikos — активный, деятельный) — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определен-ном социокультурном контексте. Формы практики: материальное производство (труд), преобразование природы; социальное действие (реформы, революции, войны и т. д.); научный эксперимент.
-
Функции практики в процессе познания:
Практика — источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки. Практика — основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием. Практика — цель познания: человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности. Практика — критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Поэтому основным критерием истины выступает практика.
-
Практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: Ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
-
B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина».
Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина».
-
Ответ: Зависимость от человека.
-
Раздел. Познание
Тема 4. Виды человеческих знаний
-
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
-
Термин «знание» употребляется в разных смыслах:
— как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности; — как познавательно значимая информация; — как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практическим отношением.
-
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические виды знаний.
-
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы.
-
Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которыми они указаны.
Назидание личный опыт образ традиция Эксперимент формализация Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
-
Ответ: 124.
-
Раздел. Познание
Тема 5. Научное познание
-
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие: — объективность добываемого знания; — развитость понятийного аппарата (категориальность); — рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью; — проверяемость; — высокий уровень обобщения знаний; — универсальность; — использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
-
Уровни научного познания
Эмпирический («опыт») Теоретический
-
Эмпирический уровень
- Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей Формы научного познания: научный факт, эмпирический закон. Методы научного познания Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение Универсальные: Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация
-
Теоретический уровень
Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений Формы научного познания: проблема, гипотеза Методы научного познания Универсальные Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация
-
Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка. Эмпирический закон — объктивная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Проблема может быть теоретической или практической. Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения. Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании. В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.
-
Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Структура теории Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п. Идеализированный объект данной теории. Логика и методология, применяемые для построения теории. Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории. Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.
-
Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).Научный метод характеризуется двумя важными качествами — строгостью и объективностью.
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
-
К универсальным методам научного познания относятся
Анализ(гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части. Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей. Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания. Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение. Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер. Аналогия(гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании. Моделирование (фр. modele, от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п. Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории. Идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.
-
К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
-
Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и влияние на научно-технический прогресс.
-
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про-пущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Свои выводы наука формулирует в____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего_____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим___________(3), она исследует со стороны закономерностей и_______(4). Научное опирается на систему__________(5) и вырабатывает свой собственный ___________(6), отличный от обычного». Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А)вопрос Е) теория Б) предмет Ж) язык В) проблема 3) субъект Г) метод И) причина Д) схема В приведенной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
-
Ответ: ЕЗБИГЖ.
-
Раздел. Познание
Тема 6. Социальные науки, их классификация
-
Социальные науки — форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе. Общество является сложным и многоаспектным понятием. Каждая из социальных наук рассматривает определяющую область общественной жизни.
-
Классификация социальных наук
Науки пронизывающие все сферы общественной жизни Науки раскрывающие определенную сферу общественной жизни Науки охватывающие наиболее общие знания об обществе Правоведение История Культорология Политология Экономика Социология Философия
-
Важнейшие социальные науки
-
А1. Выберите правильный ответ. Какая наука является лишней в перечне наук, имеющих своим непосредственным предметом проблему человека? философская антропология экономика социология социальная психология.
-
Ответ: 2
-
Раздел. Познание
Тема 7. Социальное и гуманитарное знание
-
Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. В их познании можно использовать точные методы социального исследования. Социология как наука должна быть свободна oт связей с идеологией, что требует отделения в ходе конкретного исследования реальных фактов от субъективных оценок Социальные явления следует осмысливать в соотнесении с целями, идеями и мотивами реально действующих людей. Поэтому в центре изучения оказывается сам человек и его восприятие мира
-
Общественные науки:
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса Изучение целей и мотивов деятельности человека, его духовных ценностей, личностного восприятия мира Результат исследования: Социальное знание: основная задача - анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений Гуманитарное знание: основная задача - анализ целей, мотивов, ориентации человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.
-
Особенности гуманитарного знания: понимание; обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д.; невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям. Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств. Социальное и гуманитарное знания — результат социального познания.
-
Социальное познание — процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.Познание общества, протекающих в нем процессов имеет, наряду с общими для всей познавательной деятельности чертами, также и существенные отличия от познания природы.
Особенности социального познания 1. Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). 2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей. 3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание — это служение истине как ценности, как правде; естествознание — «истины разума», обществознание — «истины сердца». 4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) пред-сказания. 5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин. 6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространенном методом социального исследования является научная абстракция, в социальном познании исключительно велика роль мышления.
-
Социальное познание должно опираться на следующие принципы:
— рассматривать социальную действительность в развитии; — изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости; — выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.
-
-
-
Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio — истолкование, разъяснение): Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие. Изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в которой оно происходило, Прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами. Таким образом, интерпретация социального факта — это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом. Факт, представленный только в описании его признаков, — всего лишь сырье для научных выводов. С научным объяснением факта связана и его оценка, которая зависит от следующих факторов: — свойства изучаемого объекта (события, факта); — соотнесение изучаемого объекта с другими, однопорядковыми, или идеалом; — познавательные задачи, которые поставил исследователь; — личная позиция исследователя (или просто человека); — интересы той социальной группы, к которой исследователь принадлежит.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.