Содержание
-
Организационная культура
Тема 15.
-
Тема 15. Организационная культура
Сущность, содержание и функции организационной культуры Особенности развития организационной культуры предприятия
-
1. Сущность, содержание и функции организационной культуры
Организационная культура есть набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем. Эти правила и приемы представляют собой отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений. Члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные. (американский социолог Э. Шайн);
-
Организационная культура предприятия – система представлений, символов, ценностей и образов поведения, разделяемая всеми его членами и создающая образ коллективного «мы» (французский социолог Н. Деметр); ОК – набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих ориентиры поведения и действий, которые передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения (О.С. Виханский, А.И. Наумов);
-
ОК – система общепринятых в организации культурно-этических, моральных и других постулатов в отношении целей, дела и общения, которые отличают данную организацию о других (А.И. Кочеткова); ОК – совокупность связей, поддерживающая организационные отношения людей и основанная на формальных и неформальных правилах и нормах деятельности (Э.А. Смирнов);
-
Организационная культура – система норм, правил и ценностей, регламентирующая отношения между членами организации (С.В. Рогожин).
-
Основные элементы организационной культуры
ОК Ценности Герои Нормы Культурная сеть Истории
-
Истории -
информация о реальных или вымышленных событиях, отражающих процесс становления и развития фирмы.
-
Герои -
лучшие сотрудники организации – бывшие и нынешние, которые служат примером для остальных ее членов.
-
Ценности -
основные идеи, принятые большинством сотрудников организации, направляющие их деятельность и обеспечивающие успех.
-
Нормы -
основные правила поведения, соблюдение которых поощряется, а нарушение – осуждается и наказывается.
-
Культурная сеть организации -
скрытая система властных отношений; неформальная структура организации, состоящая из ключевых ролей, исполняемых сотрудниками.
-
Составляющие организационной структуры (по Э. Шайну)
-
Взаимосвязь факторов организационной культуры
Вектор взаимодействия Первичные факторы Вторичные факторы
-
Функции организационной культуры:
Индивидуализация и популяризация фирмы на рынке; Создание комфортных условий труда и благоприятной морально-психологической обстановки; Повышение эффективности труда и инициативы работников; Формирование команд; Адаптация и социализация новых сотрудников; Сплочение и защита персонала; Индивидуальное и коллективное развитие персонала, членов их семей, родных и близких.
-
2. Особенности развития организационной культуры предприятия
Процесс развития организационной культуры Формирование Поддержание Совершенствование
-
1) Формирование организационной культуры
сводится к установлению определенного типа отношений внутри самой организации, а также между ней и внешней средой. Задачи этапа: Внешняя адаптация; Внутренняя интеграция (поиск оптимальных способов организации профессиональной деятельности).
-
Основные направления внутренней интеграции:
Выбор концепции, языка и средств коммуникации; Определение границ организации, критериев принадлежности к ней и выхода из нее; Распределение властных полномочий и ответственности; Установление формальных и неформальных правил общения; Формирование системы стимулирования (мотивации) персонала Конкретизация роли и значения корпоративной идеологии, символики, традиции и перспектив развития организации.
-
2) Поддержание организационной культуры на требуемом уровне
Бережно сохранить наследие и соединить с новизной (решить проблему «отцов и детей»).
-
Наиболее эффективными слагаемыми организационной культуры являются:
Вера руководителей в свои деловые качества; Связь с потребителем; Поощрение самостоятельности и предприимчивости; Отношение к людям как к главному фактору повышения производительности и эффективности труда; Знание того чем управляешь; Соблюдение требования не выполнять незнакомую работу; Простота структуры и немногочисленный аппарат управления; Сочетание в управлении организационной гибкости и жесткости.
-
Ученые подтвердили наличие положительной корреляции между уровнем развития организационной культуры и эффективностью предприятия.
-
3) Совершенствование организационной культуры
Предпосылки совершенствования ОК: Кардинальные изменения во внешней среде; Принятие новой рыночной стратегии; Разнообразные внутренние проблемы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.