Содержание
-
Педагогика детей раннего возраста как наука Особенности развития детей раннего возраста
-
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Педагогика раннего возраста начала выделяться в самостоятельную область знания в начале XX в. История ее становления неразрывно связана с развитием теории и практики семейного и общественного воспитания детей. Становление педагогических идей в истории педагогики. Педагогика раннего возраста на современном этапе развития образования.
-
Цели, принципы и задачи образования детей раннего возраста
Цели, принципы, задачи и содержание образования определяются государственной политикой Российской Федерации, в основу которой взяты следующие принципы: гуманистический характер образования: приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников и обучающихся; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
-
Цели дошкольного образования
охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребенка, соответствующего общечеловеческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Знания, умения и навыки перестают выступать в качестве самостоятельных целей и становятся средствами развития ребенка. В базис личностной культуры включается овладение ребенком способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека. Смена приоритетов в образовании влечет за собой пересмотр способов взаимодействия педагогов с детьми; на смену авторитарной педагогике, учебно-дисциплинарной модели образования в дошкольном возрасте приходит педагогика сотрудничества, построенная на личностно-ориентированном взаимодействии с детьми, которое предполагает индивидуальный подход к ребенку, отсутствие жесткой регламентированности в педагогическом процессе, предоставление детям свободы выбора деятельности.
-
Принципы личностно-ориентированной педагогики
Принцип развития. Ориентация образования на специфику психологического возраста ребенка; запрет как на инфантилизацию, так и на постановку преждевременных образовательных задач. Принцип самоценности детского возраста. С позиций гуманистической педагогики детство рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. Принцип единства воспитания и обучения. Педагогический процесс должен быть основан на знании психофизиологических закономерностей развития. В этом возрасте ребенок полноценно усваивает только то, что ему интересно, что вплетено в контекст общения со взрослым и в предметно-практическую деятельность. Обучение должно выполнять общеразвивающую функцию. Воспитание становится обучающим только тогда, когда наряду с воспитательными целями реализуются цели обучения. А обучение, в свою очередь, будет воспитывающим лишь в том случае, если наряду с учебными целями будут реализовываться цели воспитания. Принцип интеграции содержания образования. Содержание образования детей раннего возраста должно быть не узко предметным, а интегрированным, что предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности — предметно-практической, игровой, музыкальной, театрализованной, конструктивной и др., обеспечивает полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие. Принцип индивидуализации образования. Все дети проходят определенные стадии развития, однако при этом каждый ребенок уникален и индивидуален. От педагога требуется внимательное наблюдение за личностным ростом и развитием детей, учет их индивидуальных интересов, определение на этой основе целей образования, путей и средств их осуществления (Ш.А. Амонашвили, Е.А. Ямбург). Принцип вариативности образования. Обеспечивается разнообразием образовательных программ, типов дошкольных учреждений, форм, содержания и методов образования. Педагоги получили право выбора программ, возможность сочетать в своей работе методы и технологии, представленные в разных программах, дополнять их собственными разработками в соответствии с образовательной концепцией детского учреждения, запросами родителей, индивидуальными особенностями воспитанников.
-
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раннее детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка. Для охраны и укрепления здоровья особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа с детьми: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием и здоровьем.
-
Особенности раннего детства(Н. М. Аксарина)
Быстрый темп развития организма. Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, необходимые при проведении режимных процессов — кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего его развития. В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому.
-
задачи и средства воспитания
Задачи физического воспитания: охрана здоровья детей; развитие движений; полноценное физическое развитие; привитие детям культурно-гигиенических навыков. Основные средства физического воспитания: обеспечение санитарно-гигиенического ухода; проведение закаливающих мероприятий — широкое пользование воздухом, солнцем, водой; рациональное вскармливание и питание; организация массажа и гимнастики; организация режима дня; методически правильное проведение всех режимных процессов (кормления, сна, бодрствования); обеспечение двигательной активности ребенка (простор для движений, в детских учреждениях наличие специальных пособий).
-
Задачи умственного воспитания: развитие действий с предметами; сенсорное развитие; развитие речи; развитие игровой и других видов деятельности; формирование основных психических процессов (внимания, памяти, развитие наглядно-действенного мышления, эмоциональное развитие, формирование первичных представлений об окружающем мире, понятий); развитие умственных способностей (умения сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость отдельных явлений); формирование познавательных потребностей (потребности в получении информации, активности на занятиях, самостоятельности в познании окружающего). Основными средствами умственного воспитания являются: эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком во время самостоятельной его деятельности; специальное обучение ребенка взрослым на занятиях; самостоятельная практика самого ребенка в быту, играх, общении. Ведущими видами деятельности в раннем возрасте являются общение со взрослым, а также развитие действий с предметами; для своевременного развития их необходимо создавать оптимальные условия.
-
К задачам нравственного воспитания относятся: формирование положительных взаимоотношений со взрослыми (спокойно выполнять их требования, проявлять привязанность и любовь к родителям, членам семьи, воспитателям, желание оказать помощь, проявить ласковое отношение, сочувствие другому); воспитание положительных черт личности (доброты, отзывчивости, дружелюбия, инициативы, находчивости, умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца); воспитание дружеских взаимоотношений между детьми (играть рядом, не мешая играм других детей, делиться игрушками, проявлять сочувствие, оказывать помощь при затруднениях и др.); воспитание положительных привычек (здороваться, благодарить, убирать на место игрушки и т. д.); обучение начальным формам трудовой деятельности (все формы самообслуживания, посильная помощь младшим и взрослым, например вместе со взрослыми полить цветы, принести к обеду салфетки, почистить дорожки на участке и т.д.). Средства нравственного воспитания: образцы поведения взрослых, одобрение хороших поступков, обучение детей хорошим поступкам; проведение специальных показов, чтение книг.
-
К задачам эстетического воспитания относятся: воспитание умения замечать красивое в одежде, в природе, в окружающей действительности, в поступках людей; развитие творческих способностей (музыкального слуха, изобразительной деятельности). Средства эстетического воспитания : ознакомление с природой, музыкой, обучение пению, рисованию, лепке, чтение народных потешек, стихотворений, сказок.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.