Содержание
-
Первые дни ребенка в детском саду
-
Возраст ребенка 2-2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит очень болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае - это привыкание малыша к детскому саду
-
Различают четыре степени тяжести адаптации:
Легкая адаптация:к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений. Адаптация средней тяжести:поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился. Тяжелая адаптация:характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений. Сверхтяжелая адаптация:около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
-
Три фазы адаптационного процесса
Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц). Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев). Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.
-
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами
В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст. В поведенческом плане:упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).
-
Выделяют два основных критерия успешной адаптации: - внутренний комфорт - эмоциональная удовлетворенность, - внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды.
Цель работы педагогов и специалистов в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи. Не стоит рассматривать адаптацию как односторонний процесс, то есть привыкание малыша к детскому саду. Целесообразнее учитывать 3 стороны: родители, -воспитатели, - дети, так как адаптируется каждая из этих сторон.
-
Успешность реализации модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение также подразумевает последовательность ее этапов
Первый этап - это прогноз адаптации. Второй этап - взаимодействие педагога-психолога, воспитателей групп раннего возраста и родителей детей. Третий этап - начало посещения ребенком дошкольного учреждения в соответствии с алгоритмом постепенного вхождения в детский сад. Четвертый этап - проведение занятий по адаптации с детским коллективом. Такое вхождение в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возникает контакт с родителями и педагогами, уменьшается число конфликтов и взаимных претензий между ними.
-
Прогноз адаптации - помогает определить степень тяжести адаптации малыша и сориентировать взрослых на ожидаемый результат.
Определяются такие параметры, определяющие успешность адаптации, как: общий эмоциональный фон малыша, взаимоотношения с незнакомым взрослым, уровень развития предметной деятельности. Выявляются умения и навыки ребенка, облегчающие адаптационный период, через анкетирование родителей.
-
Алгоритм постепенного вхождения в дошкольное учреждение
Для малыша менее болезненное расставание с мамой - это постепенная разлука. Учитывая особенности этого периода: страх новизны, обостренную чувствительность к разлуке с мамой, страх перед замкнутым помещением, был составлен алгоритм, по которому дети шаг за шагом привыкают оставаться на весь день без родителей. 1-й шаг - приход ребенка вместе с родителями только на прогулку; 2-й шаг - ребенок остается на 2-3 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности; 3-й шаг - ребенок остается с завтрака до обеда; 4-й шаг - ребенок остается и на сон, но сразу после сна его забирают родители; 5-й шаг - ребенок остается на целый день.
-
Игровая деятельность
Основной вид деятельностималыша в этом возрасте - предметная игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком. Легче всего адаптацияпротекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это - привычное дело.
-
Таким образом, организация деятельности по адаптации в раннем возрасте предполагает, что:
Воспитывающие взрослые, психолог, воспитатели, родители, должны являться непосредственными активными участниками - заряжать детей своими положительными эмоциями, вызывать желание принять участие в игре, задавать образцы выполнения действий. Наполняемость адаптационной группы не должна превышать 10-12 детей. Нежелательно прерывать и пропускать без уважительныхпричин ни одного из этапов модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.