Содержание
-
«Адаптация детей раннего возраста к ДОО как условие его эмоционального благополучия » Выполнила : Камынина М.А. МБДОУ « Васьковский детский сад»
-
Фазы адаптационного периода I.Острая фаза или дезадаптация, которая сопровождается разными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц) II. Подострая фаза или собственно адаптация, характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев) III.Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития
-
Критерии адаптации ребёнка к условиям детского сада Поведенческие реакции Уровень нервно-психического развития Главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес) Заболеваемость и течение болезни
-
Степени тяжести прохождения адаптационного периода Лёгкая адаптация Средняя адаптация К 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость не более двух раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений или несколько снизился. Характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев и дольше) и тяжестью всех проявлений. Тяжёлая адаптация
-
I-вариант: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ; Нервно-психическое состояние отстаёт от исходного на 1-2 квартала; Респираторные заболевания – более трёх раз сроком более 10 дней; Ребёнок не растёт и не прибывает в весе в течении 1-2 кварталов. II-вариант: Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в ДОУ; Нервно-психическое состояние отстаёт от исходного на 2-3 квартала; Ребёнок не растёт и не прибывает в весе. Воспитатель должен стремиться, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания в новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески не допускал и предупреждал проявление тяжёлой адаптации. Варианты течения тяжёлой адаптации
-
Длительность периода адаптации зависит: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка ; от состояния здоровья; от резкого контакта с обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в ДОУ; от разницы в методах воспитания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребёнка, возникновению отрицательных форм поведения.
-
Задачи воспитателя: 1.Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям ДОУ 2.Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей: Организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт; Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, принимать простейшие навыки самообслуживания; Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов; Воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности. 3.Закладывать основы будущей личности: Воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность самостоятельность; Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю; Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу; Поддерживать у детей интерес к окружающей действительности; Пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка)
-
Этап I. Подготовительный (апрель-май) Работа с родителями: 1)Знакомство с группой, воспитателями; 2)Ознакомление с условиями пребывания детей в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития раннего возраста; 3)Анкетирование: социальное, медицинское; 4)Знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение: состояние здоровья, уровень развития, коммуникабельность, сформированность предметной и игровой деятельности, наличие навыков самообслуживания; 5)Предварительное знакомство с детьми группы, посещение группы родителями вместе с детьми (от2 до 5 дней). Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребёнка в ДОУ. Этап II. Наблюдений (июнь- август) 1)Поэтапный приём детей в группу; 2)Постепенное увеличение времени пребывания детей в группе; 3)Наблюдение за поведением детей; 4)Консультирование родителей; 5)Разработка индивидуального режима для каждого ребёнка; 6)Оформление листов адаптации, оценка уровня нервно-психического развития детей. Этап III. Анализ и выводы (сентябрь-октябрь). 1)Обработка результатов: -анализ адаптационных листов; -анализ индивидуальных карт развития. 2)Выявление детей с тяжёлой степенью адаптации. 3)Индивидуальная работа с детьми. 4)Рекомендации родителям и педагогам по проведению коррекционно-развивающих занятий (игр) с детьми. 5)Внесение изменений в существующую модель работы. Этапы постепенного перехода ребёнка из семьи в дошкольное учреждение
-
Подготовительный период Взаимодействие с родителями Работа с педагогами Создание предметно развивающей среды Подготовка и проведение адаптации детей в группу детского сада Адаптационный период
-
Основные формы работы детского сада с семьёй Работа с родителями Родительское собрание для вновь поступающих (экскурсия-знакомство с учреждением). Общие рекомендации специалистов: педагога, педагога-психолога, врача, логопеда, старшего воспитателя, заведующего –при поступлении ребёнка в детский сад Индивидуальная беседа воспитателя Родительский всеобуч Школа молодой семьи Индивидуальная беседа с врачом: сбор анамнеза, Индивидуальная беседа с психологом: выявление уровня НПР и прогноз адаптации, рекомендации (апрель-май) День открытых дверей Наглядная агитация и анкетирование Первичная запись в детский сад и беседа (январь-апрель) Семинары-практикумы Консультации для родителей Родительское собрание (1 раз в квартал) Индивидуальная беседа с врачом: сбор анамнезе, прогноз течения адаптации, заболеваемости, рекомендации (апрель-май)
-
Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи в период адаптации Заведующая Семья Воспитатели Медсестра Педагог-психолог Старший воспитатель Специалисты
-
Режим дня в адаптационный период Утро Утренний приём Зарядка Игры с элементами фольклора Развивающие игры Формирование КГН (приём пищи, одевание, гигиенические процедуры) Завтрак Игры-занятия, игры-упражнения в группе Игровые ситуации, общение Подготовка к прогулке Прогулка Игры с элементами фольклора Игры: сюжетно-ролевые; дидактические; подвижные; развивающие Игры с водой и песком Наблюдения, развлечения, беседы Опыты и эксперименты Закаливание: воздушные, солнечные ванны Формирование КГН После сна Разминка после сна. Закаливающие процедуры. Полдник Элементы театрализованной деятельности Художественно-творческая деятельность Игры-драматизации, игры-инсценировки Прогулка. Общение детей.
-
Модель организации адаптационного периода детей раннего возраста Использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов Создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками Индивидуальный подход к ребёнку Организация адаптационного периода Создание предметно развивающей среды (использование нетрадиционных форм) Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки Побуждение ребёнка к общению со сверстниками Игры с воспитателем Гибкий режим Учёт домашних привычек Использование колыбельных при укладывании детей спать Учёт и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка Контроль за физическим состоянием ребёнка Элементы закаливающих мероприятий
-
Предметно-развивающая среда Уголок ряженья Книжный уголок Центр «Песок-вода» Зона двигательной активности Элементы некоторых видов театра Игровая жилая комната Уголок изобразительной деятельности Уголок дидактических игр Игровые двигательные модули Центр развивающих игр
-
Использование фольклора Элементы театрализованной деятельности Ситуации общения Приучение к объединению в игре с другим ребёнком Игры ребёнка рядом со сверстниками Побуждение ребёнка к общению со сверстниками
-
Индивидуальный подход к ребёнку Использование игрушек -забав Гибкий режим Общение с любимой вещью Учёт домашних привычек Использование потешек при режимных моментах
-
Первичное и повторное диагностирование детей, посещавших группу, выявило положительную динамику уровня адаптированности малышей к детскому саду. Сравнительный анализ диагностики позволил получить нам такие результаты. После первичной диагностики высокому уровню соответствует 7 детей (30,8%), среднему-13 детей (57,2%), низкому-3детей (13,2%). После проведения всей работы, адаптационного периода при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение, результаты изменились: высокому уровню стали соответствовать 15 детей (66%), среднему- 7 детей (30,8%), низкому- 1 ребёнок (4,4%). Обобщив результаты диагностического обследования, можно сделать вывод, что общий эмоциональный фон поведения малышей стал положительным, снизилась тревожность, дети стали проявлять активность в познавательной и игровой деятельности, свободно вступать в контакт со сверстниками и взрослыми.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.