Содержание
-
Здравствуй, детский сад!
Проблема адаптации детей раннего возраста к ДОУ Компьютерная психолого-педагогическая презентация по теме: Выполнила: педагог-психолог МБДОУ д/с№26 Дуденкова Елена Александровна
-
Адаптация – это: от лат. adaptatio - «приспособляю» сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду
-
Актуальность проблемы:
Адаптационный период – серьёзное испытание для малышей. В возрасте от 1 до 3 лет ребенок имеет ряд специфических особенностей, среди которых обостренная чувствительность к разлуке с матерью и страх новизны. Адаптация к ДОУ проходит крайне болезненно. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка. Воспитатели групп не всегда оказывают вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку. Построение целостной модели адаптационного периода обусловливает успешность вхождения ребенка в детский сад.
-
Цель построения модели: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи. Задачи: помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению; использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом; познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с педагогами и специалистами, с оснащением и оборудованием детского сада; оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду; формировать у педагогов способность к активному социальному взаимодействию с родителями и поступающими в детский сад детьми.
-
3 степени адаптации ребенка к условиям ДОУ
Адаптация лёгкой степени Адаптация средней тяжести Тяжелая степень адаптации Поведение нормализуется в течении 2-х недель Аппетит восстанавливается к концу 1 недели Сон налаживается через 1-2 недели Преобладание устойчивое спокойное эмоциональное состояние Контактирует со взрослыми и детьми Болезнь не более 1 раза, без осложнений Сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней Эмоциональное состояние неустойчиво на протяжении месяца: плач, крик при расставании и встрече с близкими Контактность снижена Речь замедляется Признаки невротических реакций – избирательность в отношениях Сон – короткий, беспокойный Аппетит снижен, отказ от еды Активное или пассивное эмоц.состояние (плач, крик, агрессия или пассивность, подавленность) Невротические реакции – рвота, энурез, тики, заикание, страхи, истерики Длительные заболевания, осложнения Задержка речевого развития
-
Возрастные особенности детей и принципы организации периода адаптации
-
Последовательность этаповорганизации адаптационного периода
Первый этап – подготовительный: прогноз адаптации взаимодействие педагога – психолога с воспитателями групп раннего возраста в виде лекций-консультаций дети вместе с родителями посещают «Мамину школу» Второй этап – основной: малыши переходят в группу с обычным режимом в соответствии с разработанным алгоритмом постепенного вхождения в детский сад проведение занятий по адаптации с детским коллективом Организация консультаций, тренингов с педагогами и родителями
-
Модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ
Адаптационная группа «Мамина школа» Лекции-консультации с педагогами Индивидуальная встреча с семьей – прогноз адаптации Алгоритм постепенного вхождения в детский сад Адаптационные занятия с психологом
-
Этапы работы
1. Подготовительный 1.1.Знакомство родителей с ДОУ (общее родит.собрание) 1.2. Прогноз адаптации 1.3. Взаимодействие психолога с воспитателями 1.4. «Мамина школа»
-
1.1 Общее родительское собрание в ДОУ
Срок проведения – май Ответственные – заведующий, ст.воспитатель, педагог-психолог Тематика: - Знакомство с д/с (документы, образовательная программа), экскурсия по саду Беседа « Зачем ребенку нужен детский сад? Подготовка к посещению ДОУ» Анкетирование родителей «Моё первое впечатление о д/с «Сказка» Знакомство родителей с планом адаптационного периода, запись на участие (по желанию)
-
1.2. Прогноз адаптации
Первая встреча с мамой и малышом Прямой контакт с ребенком Анкетирование родителей с последующими рекомендациями Наблюдение: Общий эмоциональный фон, контактность, привязанность к родителю, уровень развития Анкетирование с целью выявления умений и навыков, облегчающих адаптацию
-
1.3. Взаимодействие психолога с воспитателями
Лекция - консультация Ответы на интересующие вопросы Игровые упражнения в виде решения трудных ситуаций Рекомендации психолога
-
1.4. «Мамина школа»
Цель программы: Облегчение адаптационного периода у детей раннего возраста через создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психосоматических заболеваний. Основные задачи: 1. Познакомить семьи будущих воспитанников, с педагогами, с оборудованием и оснащением группы 2. Формировать у детей положительные эмоциональные отношения с взрослыми и сверстниками 3. Развивать у детей навыки совместной игры, предметного взаимодействия 4. Формировать у родителя представление о значимых факторах облегчения периода адаптации.
-
Организация «Маминой школы»
-
Алгоритм постепенного вхождения в детский сад
Приход ребенка на прогулку приход в группу во время свободной игровой деятельности Ребенок остается на 2 часа Ребенок приходит к завтраку и остается на 3 часа Ребенок остается один с завтрака до обеда Ребенок остается на сон, родители забирают сразу после сна Ребенок остается на целый день Целенаправленная организованная деятельность: Сказкотерапия Пескотерапия Подвижные игры Музыкальные минутки
-
Этапы работы
2 . Основной (после поступления в ДОУ) Адаптационные занятия с детским коллективом Работа с родителями Работа с педагогами Заполнение листов адаптации ПрограммаА.С. Роньжиной «Занятия психолога и детей 2-4 лет в период адаптации к ДОУ» 2 раза в неделю, 2 месяца 1.Индивидуальные и групповые консультации, памятки 2. Тренинговая работа 3. Папка с информацией на группе «Капельки психологической помощи» 1.Индивидуальные и групповые консультации для педагогов по взаимодействию с ребенком. 2. Тренинговая работа, семинары-практикумы Наблюдение за детьми в группе в течение всего времени пребывания
-
Критерии оценки эффективности программы сопровождения адаптационного периода в ДОУ
Показатели: Диагностика уровня адаптированности детей раннего возраста к ДОУ Анкетирование родителей по степени осведомленности об особенностях адаптационного периода Отзывы родителей по организации семейной группы «Мамина школа»
-
Анализ результатов адаптированности к ДОУ у детей раннего возраста
Экспериментальная группа – дети, проходившие подготовительный этап адаптационного периода – индивидуальная встреча с психологом, «Мамина школа»
-
Динамика уровня адаптированности к ДОУ у детей раннего возраста
-
Литература
Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград, «Учитель», 2010 Кремлякова А. Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. СПб, «Детство – Пресс»,2013 Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада. – Волгоград, «Учитель», 2010 Севостьянова Е.О. Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ. – Москва, «Сфера», 2007 Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – Москва, «Айрис-Дидактика», 2006
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.