Содержание
-
Практическое применение методов иприёмов формирующего оценивания
СИПКРО, кафедра начального образования
-
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ По цели применения: оценивающие результат образовательной деятельности оценивающие метапознавательную деятельность. По времени проведения: регулярно используются в течении образовательной деятельности (урока) используемы после изучения определённого блока ( темы, правила, и т.д.). По возможности использования: универсальные(оценивающие предметные и метапредметные результаты) предметные (оценивающие только предметные результаты)
-
1. Оценивание по итогам изучения темы; 2.Оценивание в ходе урока; 3. Оценивание метапознавательных процессов Оценивание может осуществляться в трёх направлениях:
-
ОЦЕНИВАНИЕ ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯТЕМЫ (ПОДТЕМЫ, БЛОКА, РАЗДЕЛА,ПАРАГРАФА И Т.Д)
-
«Индекс карточки» (карточка с заданиями на обеих сторонах)
1- я сторона. Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2-я сторона. Определите какой материал вы не поняли в изученной теме (разделе, параграфе ) и сформулируйте вопросы. Оцениваемые результаты: предметные Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка) Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения , повторения, закрепления
-
«Одноминутное эссе» ( возможны варианты: двух-, трёх-, пятиминутное)
Написание эссе по вопросам. Например: 1.Что главное ты узнал сегодня а уроке? 2. Какой материал для тебя остался непонятным? 3. Что нужно оставить в памяти? Оцениваемые результаты: предметные Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка) Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения , повторения, закрепления
-
«Цепочка заметок»
Учащиеся передают друг другу листок, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходившего на уроке. Получив листок, ученик находит свободное время, пишет ответ и кладёт его в конверт. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель Цель проведения: анализ ответов позволит сделать вывод о возможных трудностях, возникающих у них в процессе урока. Пример: После решения задач на разностное и кратное сравнение учитель на листе пишет вопрос: «Чем отличается решение задач, в которых нужно узнать: а) на сколько одно число больше (меньше) другого, б) во сколько раз одно число больше (меньше) другого» Учащиеся находят свободное время на написание ответа.
-
«Вопросы для тестов»
Учащиеся составляют по какой-либо теме вопросы для теста и дают возможные ответы к ним в формате, заданном учителем. Оцениваемые результаты: предметные Кто проводит оценивание: учитель Цель проведения: анализ вопросов и ответов позволит сделать вывод о понимании темы. Наиболее удачные вопросы можно использовать в дальнейшей работе.
-
«Практические карты»
После изучения теории, теоремы, принципа или научного закона учащимся дают задание описать по крайней мере один вариант применения на практике того теоретического материала, который они только что изучили. Задание может быть выполнено в письменной или устной форме. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель Цель проведения: анализ понимания изученного материала, умение применять на практике теоретические знания. Пример. После изучения темы «Нахождение доли числа» предложить учащимся привести примеры использования полученных теоретических знаний на практике: разделить конфеты из коробки между детьми поровну.
-
«Две звезды и желание»
Учитель предлагает ученикам проверить работы одноклассников и не оценить их работы, а определить в них два положительных момента – «две звезды», кроме того, выделить один момент, который заслуживает доработки – «желание». Данный вид оценивания может проводиться в письменной или устной форме. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учащиеся (взаимооценка) Цель проведения: анализ результатов проверки позволяет определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать.
-
ОЦЕНИВАНИЕ В ХОДЕ УРОКА
-
Сигналы
Учитель предлагает учащимся показывать сигналы рукой, обозначающие понимание или непонимание изучаемого материала ( входе объяснения учителем каких – либо понятий, принципов, процесса и т.д.) Предварительно следует договориться об использовании условных сигналов. Возможные варианты: 1. «Я понимаю и могу объяснить» 2. «Я всё ещё не понимаю» 3. «Я не совсем уверен, у меня есть сомнения в правильности моего понимания, вопросы» Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка) Цель проведения: анализ понимания объясняемого материала, определение темпа урока. По итогам оценивания учитель может продолжить объяснение или объяснить непонятный материал повторно
-
«Речевые образцы»
Учитель периодически даёт учащимся речевые образцы (выражения, подсказки) , помогающие строит ответ. Например, «Решение уравнений»: На доске написано уравнение, учитель предлагает объяснить решение, используя речевой образец – подсказку. 1. Определяю неизвестный компонент. Неизвестно…, 2. Находим неизвестный компонент. Чтобы найти неизвестное… И.т.д. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей , принципов, логики выполненного задания.
-
«Поиск ошибки»
Учитель намеренно даёт учащимся письменные задания с ошибками или устные высказывания, о каких- либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Затем он предлагает учащимся найти и исправить ошибки или высказать своё согласие ( несогласие) с высказываниями и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей , принципов, логики выполненного задания.
-
ОЦЕНИВАНИЕ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХПРОЦЕССОВ
-
«Уточнение»
Способ уточнения сказанного, согласно которому вычлененноё из текста предложение может быть переделано четырьмя способами: 1) перефразировано с сохранением смысла; 2) перефразирование с изменением смысла; 3) заменено на «обманку» (т.е. предложение, сходное по синтактической структуре и тематике, но, в сущности, не имеющее никакого отношения к оригинальному предложению и отрывку в целом); 4) передано без изменений. Учащиеся читают исходный текст ( отрывок произведения, абзац учебника, текстовую задачу), а затем на отдельном листе , где даны четыре варианта предложений, они помечают «верно» или «неверно» , проверяя соответствие предложенному тексту. Свои ответы учащиеся должны объяснить. Оцениваемые результаты: предметные Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка и взаимооценка) Цель проведения: варианты ответов и объяснение выбранного варианта поможет учителю выявить проблемы в понимании материала или ошбки в логических расссуждениях.
-
«Рассуждение по алгоритму»
На первом этапе работы учитель совместно с учащимися вырабатывает алгоритм выполнения задания. Разработанный алгоритм записывается на доске (выносится на слайд, распечатывается и раздаётся учащимся и т.д.). На втором этапе учащиеся по алгоритму выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе, используя алгоритм, учащиеся рассказывают о результатах работы, объясняя вслух логику своего рассуждения. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (взаимооценка) Цель проведения: высказывание ученика по алгоритму позволит учителю немедленно выявить, в каком месте алгоритма произошла ошибка, и объяснить учащемуся причины её возникновения
-
«Если бы я был учителем»
Учащимся предлагается , поставив себя на место учителя, объяснить классу тему, ход выполнения задания, теорему и т. д. данный вид оценивания осуществляется в устной форме. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (взаимное оценивание работы) Цель проведения: учитель сможет выявить ошибки, трудности, неточности объяснения учащегося и откорректировать их.
-
«Перевод информации»
Учащемся предлагается преобразовать один вид инофрмации в другой,например текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т.д. Данный вид работы выполняется в письменной форме. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель Цель проведения: анализ понимания материала, умения переводить один вид информации в другой.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.