Содержание
-
Основные требования ФГОС и современное преподавание
Иоффе А.Н., д-р педагогических наук, АПКиППРО pptcloud.ru
-
Ожидаемые результаты занятия
В результате занятия участники смогут: - аргументировать связь между ФГОС и методикой преподавания; - называть основные блоки в структуре занятия; - отличать цель, задачи и ожидаемые результаты занятия; - планировать собственное занятие с учетом инвариантных и вариативных требований к его структуре; - привести пример не менее 3-х способов мотивации учащихся в ходе занятия; - отличать рефлексию от оценивания; - выступить перед своими коллегами по вопросу структуры занятия и его составных элементов; - подготовить собственные занятия, используя предложенные формы.
-
План занятия
I. ФГОСи методика преподавания 1. Ключевые компетентности. 2. Универсальные учебные действия (УУД) 3. Требования к результатам образования. II. Структура современного урока (занятия) 1. Модели урока. а) Традиционная модель б) Блочная модель. 2. Организация занятия а) Цели, задачи и ожидаемые результаты занятия. б) Мотивация 3. Основной этап занятия а) Работа с информацией б) Способы переработки информации. в) Стратегии преподавания 4. Заключительный этап занятия а) Подведение итогов б) оценивание и рефлексия. III. Рефлексивный анализ
-
Требования к методике преподавания с введением ФГОС
1. Компетентностный подход (компетентности - образовательная, общекультурная, социально-трудовая, информационная, коммуникативная,. в сфере личностного самоопределения) – комплексный характер (универсальные учебные действия). 2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание (понимание) направленности своей деятельности. 3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании. 4. Тесная связь обучающей и воспитательной направленности образования. 5. Акцент на активную деятельность и результативность. 6. Расширение информационного поля и поиск информации из разных источников (в том числе структурирование и анализ). 7. Дискуссионный и открытый характер преподавания (переход от навязывания позиций и оценок к обсуждению, аргументированию, проведению дискуссий, выбору собственной позиции). 8. Большая связь с повседневной жизнью (через анализ ситуаций). 9. Повышение мотивации к образованию (в т.ч. к самообразованию).
-
Компетентности
Образовательная: способность активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества (различают ключевые – метапредметные, общепредметные и предметные компетенции). Информационная - способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Коммуникативная - способность личности к речевому общению и умение слушать (задавать вопросы и формулировать ответы, обсуждать проблемы, комментировать и оценивать высказывания, выражать эмпатию, аргументировать, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других.
-
Компетентности-2
Личностного самоопределения: способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания. Профессиональная: эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации (в том числе и мотивация к ответственному выполнению своей работы и умение осознанно выбрать профессию). Социально-трудовая: эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда (в том числе быть трудолюбивым, понимать важность дел для общего блага, в том числе и добровольчества).
-
Универсальные учебные действия
Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Виды: Личностные (ценности, нормы, цели и смыслы, выбор) – Метапредметные: Регулятивные (в том числе действия саморегуляции, поведение); Познавательные; Знаково-символические (понимание, планирование, рефлексия); Коммуникативные (диалог, интеграция, сотрудничество).
-
Требования к результатам
Личностные - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Метапредметные - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Предметные - умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
-
Деятельностный акцент ФГОС
Обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
-
Требования к деятельности
- системность (не эпизодичное включение, а целенаправленная работа); - комплексность (освоение всего объема учебного материала через деятельностный подход); - мотивирующая (способствует возникновению устойчивого интереса).
-
Роль планированияКакие идеи отражены в иллюстрациях?
-
Высказывания о планировании
«Не составлять планов – значит запланировать свое поражение» (Бенджамин Франклин) «Натурально, не доедешь, ежели не знаешь, куда едешь!» (М. Булгаков) «Цель есть то, что имеет начало, середину и конец» (Аристотель) «Я должна управлять часами, а не часы – мною» (Гольда Меир) «Тот, кто никогда не теряет время, не будет иметь повода жаловаться на его нехватку» (Т. Джефферсон) «Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности» (В.А. Сухомлинский)
-
Вопросы для обсуждения
Из каких элементов состоит занятие? Есть ли универсальные элементы, которые присутствуют в любом занятии?
-
Традиционные элементы структуры урока
1. Изучение нового материала. 2. Закрепление пройденного. 3. Контроль и оценка знаний. 4. Домашнее задание. 5. Обобщение и систематизация знаний. (учебник Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого)
-
БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (нелинейная модель)
Организацион- ный блок Мотивацион- ный блок Информацион- ный блок Рефлексив- ный блок Аналитичес- кий Практичес- кий блок Оценочный блок
-
БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (линейная модель)
1. Организационный блок 2. Мотивационный блок 3. Информационный блок 4. Аналитический (практический) блок 5. Оценочный блок 6. Рефлексивный блок
-
Формы описания занятия (составления плана урока)
1. Последовательность этапов (вводная часть, основная и итоговая) в текстовом формате. 2. Табличный формат с соотнесением этапа занятия с деятельностью учителя и учеников, результатов работы, форм отчета и контроля). 3. Смешанная структура (текстовая и графическая с приложениями, ссылками, выделением в рамки наиболее важного).
-
Организационный блок
Аннотация (описание). Название и краткий план (темы, занятия). Целеполагание (цели, задачи, результаты). Основные понятия (определения). Инструкции и пояснения (задания). Вводные слова (основные тезисы). Правил работы (нормы, процедуры, формы). Ресурсное обеспечение. Конструирование пространства (в зависимости от форм работы).
-
Цель занятия
- ценностное наполнение (значимость); - обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата); – ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»; - могут относиться к уроку-теме-курсу в целом, знаниям-умениям-ценностным ориентирам; - формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, осознание, воспитание, понимание, самореализация, мотивация, взаимодействие, сотрудничество, расширение кругозора и т.п.) или глагола.
-
Задание по формулированию целей
Выберите любую тему в учебном курсе. Сформулируйте от одной до трех возможных целей занятий по данной теме. Используйте следующую формулу: ОТГЛАГОЛЬНОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (ГЛАГОЛ) – ЦЕННОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – СВЯЗКА (через, на примере, при рассмотрении, на материалах и т.п.) – ЛОКАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ.
-
Примеры целей
Понимание причинно-следственных связей при изучении вопросов… Приобретение опыта логического мышления при решении задач… Развитие самостоятельности учащихся при … (работе с историческим источником и т.п.) Воспитание толерантного отношения к различиям (уважения к другим культурам, неприятия насильственных способов решения конфликтов) на примере…
-
-
Задачи в структуре занятия
- отражают процесс (имеют технологичный характер) -деятельность на каждом этапе занятия; - комплексный характер (включают направление из ряда конкретных заданий); - отвечают на вопрос «Что сделать?» и формулируются через глаголы (объяснить, получить информацию, обобщить, узнать, сравнить, сопоставить, обсудить, приобрести опыт, использовать знания, оценить и т.п.); - задачи учителя и учащихся сопоставимы, но не тождественны; - задачи могут быть дидактическими (обучающими), рефлексивными, организационными, ценностными и др.
-
Ожидаемые результаты
- связаны с целями и задачами; - могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные; - соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения и ценностных ориентиров; - включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата); - имеют конкретный и проверяемый характер; - формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»); - могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися; - возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.
-
Примеры формулирования ожидаемых результатов
Задание: Сформулируйте несколько ожидаемых результатов по выбранной теме. Варианты ответа: Учащиеся смогут давать определение понятиям (перечисление), называть не менее 4-х характеристик явления, приводить не менее 3-х примеров по теме (событию), назвать не менее 3-х причин события, сформулировать аргументы или контраргументы по вопросу, занять позицию или высказать собственное мнение, сформулировать не менее 3-х вопросов разных видов по теме и т.п.
-
Вводное слово учителя (пример)
Во вводном слове учитель может обратить внимание на следующее: - форма проведения занятия – мысленное путешествие по городу; - ученики будут разделены на несколько групп (журналисты, архитекторы, художники, писатели и т.п.); - роли будет распределять учитель (или они будут распределяться жребием, или каждый может выбрать группу по собственному желанию); - каждый будет придерживаться определенных правил (они предлагаются учителем или вырабатываются совместно при наличии времени для этой работы); - нужно сделать четыре (или любое другое количество) места для каждой группы, сдвинут столы и поставив стулья вокруг; - при выполнении заданий у каждой группы будут письменные инструкции, которые надо внимательно читать.
-
Формулирование темы (пунктов плана) занятия
Описательный подход: временной отрезок (хронологический период), процесс, событие, название произведения (закона, теоремы), акцент на определенную область (направление). Проблемный подход: противоречие, конфликт, неоконченное предложение. Оценочный (субъективный) подход: оценочная характеристика, вывод, тезис (защищаемая гипотеза). Формальный подход: стандартная формулировка (из существующей практики), нормативное требование (на государственном или региональном уровнях). Творческий подход: образ, оригинальная цитата, ассоциативная характеристика и т.п.
-
Результаты организации занятия
Выработка норм и правил взаимодействия. Установление процедур, определение механизмов и создание комфортного образовательного пространства. Умение видеть цели и формулировать задачи. Ориентация в деятельности на ожидаемые результаты. Планирование своих действий. Ответственное отношение к деятельности (ответственность перед собой и окружающими). Умения и навыки самостоятельности в образовании (самопознание и самообразование). Понимание собственной образовательной траектории и потребностей. Готовность к саморазвитию и самоопределению.
-
Мотивационный блок
Мотивация – совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности. К мотивации относятся побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность, осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Интерес (введение в тему, «якорь», «крючок», «подкидная доска») Проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие – учебная задача: акцентирование внимание на главном, локализация изучаемого материала)
-
СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ
Рассмотрение ситуации (с той или иной степенью детализации, реальная или выдуманная). Графическое изображение Работа с понятиями (терминами): понятийный ряд, выявление понятия по данным определениям, пропущенные понятия, ассоциации или символы понятия. Анализ документа (текста): художественное произведение, короткая история, публицистика и научная литература, статистические данные. Памятники материальной культуры (предметы). Работа с высказыванием (афоризмом). Загадка. Опыт (физический, химический или другой). Нестандартное поведение (действия, провокация и т.п.) Каким образом данный блок связан с требованиями ФГОС ОО?
-
Пример 1. Плакат
-
Пример 2. Картина В. Суриков «Боярыня Морозова»
-
Пример 3. Символы
-
Результаты мотивации на занятии
Интерес к изучаемым вопросам (темам). Умение формулировать проблемы для рассмотрения. Совместное формирование темы занятия. Актуализация имеющихся знаний и социального опыта. Понимание собственной образовательной траектории и потребностей. Активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Мотивация к самообразованию, готовность к саморазвитию и самоопределению.
-
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК В СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЯ
Какие идеи отражены в представленных иллюстрациях??
-
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Источники информации: Устные источники Письменные источники Графические источники (схемы, диаграммы) Электронные источники Видео источники ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)
-
Пути получения информации
- Аудиальный. - Визуальный. - Кинестетический. - Синергетический. …
-
Способы передачи информации
1. Лекция (монолог, рассказ – но не следует пересказывать учебник). 2. Беседа (развернутые ответы на вопросы, рассуждения, пресс-конференции и т.п.). 3. Работа с документом (индивидуальное чтение, анализ или групповой обсуждение, постановка вопросов и поиск ответов, выделение главного, формулирование выводов и т.п.). 4. Обмен опытом (социальным и другим, в том числе и через проведение исследования). 5. Интернет коммуникация (электронная почта, поисковые сайты, скайп, видео-конференции, вебинары). 6. Моделирование информации (данные в виде таблицы, графика, схемы, диаграммы, символических рисунков). 7. Видеосюжет (документальный фильм, отрывок из художественного фильма, учебный фильм и т.п.). 8. Экскурсия (наблюдение, посещение музея, виртуальная экскурсия).
-
Требования к передаче информации
1. Логическая последовательность (наличие пунктов плана и их развертывание). 2. Доступность терминологии и уровня сложности возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся. 3. Разнообразие структурирования информации (не только текстовый, но и графический, электронный, видео или аудио форматы). 4. Сочетание теоретических положений с иллюстрирующими примерами. 5. Дедуктивный (от частного к общему) или индуктивный (от общего к частному) способ подачи.
-
Работа с информацией
-
Результаты информирования на занятии
Использование важных понятий и терминологии, событий, явлений и характеристик, связанных с учебной программой. Получение (поиск) информации из разных источников и разными способами. Отделение значимого от второстепенного, объективного от субъективного (фактов от мнений), правдивой информации от ложной. Перевод информации из одного формата в другой (текстовый, графический, символический). Коммуникация и сотрудничество в процессе взаимодействия по получению информации (с разными типами источников информации). Широкий взгляд на обсуждаемые вопросы (видение разных позиций и теорий, подходов и мнений). Ориентация в информационном пространстве.
-
Аналитический блок
Различные способы анализа информации (выстраивание причинно-следственных связей, выделение главного, рейтингование, оценивание, формулирование вопросов и т.п.) Обобщение Обсуждение Сравнение Синтез Выбор (отбор) Творчество (деятельность по созданию нового продукта – учебного, социального, творческого, исследовательского)
-
Классификация стратегий преподавания
-
ПАССИВНАЯ СТРАТЕГИЯ(линейное воздействие)
-
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ
Центральная роль преподавателя Отсутствие общего обсуждения Воздействие доминирует над взаимодействием
-
УСЛОВИЯ ВЫБОРА
у учащихся нет необходимого количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.) недостаточно времени для поиска информации большое количество обучающихся объем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения недостаточный уровень подготовки учащихся
-
Положительное и опасности
-
АКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ(линейное взаимодействие)
-
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ
Центральная роль преподавателя Совместное обсуждение Взаимодействие и воздействие идут параллельно
-
УСЛОВИЯ ВЫБОРА
Повышенный общественный интерес к теме Развитое умение задавать вопросы Задача подведения итогов или обсуждения Достаточное количество времени Высокая компетентность преподавателя Однородность группы обучающихся по интересам и уровню подготовки
-
Положительное и опасности
-
ИНТЕРАКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ(круговое взаимодействие)
-
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ
Центральная роль принадлежит учащимся Преподаватель - организатор и помощник Обсуждение происходит в малых группах Взаимодействие преобладает над воздействием
-
УСЛОВИЯ ВЫБОРА
Подготовленность к обсуждаемой теме Базовые коммуникационные навыки и умения Повышенный интерес учащихся к теме занятия Наличие дополнительных источников информации Достаточное пространство для работы малых групп
-
Положительное и опасности
-
Вопросы
Какие стратегии наиболее эффективны в преподавании? Как возрастные и другие особенности учащихся будут влиять на выбор стратегии преподавания? Какими факторами определяется выбор той или иной стратегии педагогом?
-
Использование стратегий в преподавании
-
Результаты анализа и переработки информации
Использование знаний в практическом применении (решение задач, выполнение лабораторных работ, анализ ситуаций и проблем и т.п.). Коммуникация и сотрудничество в процессе взаимодействия. Аргументирование собственной позиции. Уважение других точек зрения и позиций (толерантное отношение к различиям). Эффективное (целесообразное) использование имеющихся образовательных ресурсов. Сочетание индивидуальной и коллективной работы в образовательном процессе. Проектная деятельность. Владение основами методов и приемов исследовательской работы (проведения исследования).
-
Оценочный блок
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) Самооценка Взаимооценивание Экспертиза
-
Результаты оценивания на занятии
Доброжелательность оценок. Конструктивность оценки (предложения по изменениям). Уважение человеческого достоинства и личностных особенностей. Развивающий и дифференцированный характер оценки (опора на индивидуальные достижения). Умение опираться на сформулированные и открытые для всех критерии оценивания (договоренность о критериях). Признание других точек зрения и позиций (толерантное отношение к различиям). Отделение оценивания результатов деятельности от оценок личности. Использование различных форм оценивания (в том числе самооценки и взаимооценивания).
-
РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК
Отношение к произошедшему Выделение трудностей Присвоение опыта
-
Результаты проведения рефлексии
Соотнесение полученных результатов с поставленными целями, задачами и ожиданиями. Анализ норм и правил, внесение корректив и дополнений. Отделение значимого от второстепенного. Понимание собственной образовательной траектории и потребностей. Осознание своей идентичности. Видение путей для саморазвития и самоопределения. Уважение других точек зрения и позиций (толерантное отношение к различиям). Понимание ответственности за свои поступки (ответственность перед собой и окружающими). Признание ценностей, выработка собственных ценностных ориентиров и смысловых установок.
-
Характеристики образования с позиции ФГОС второго поколения
- результативное; - деятельностное; - компетентностное; - проектное; - универсальное; - системное; - мотивирующее; - развивающее (открытое); - рефлексивное; - конструктивное; - индивидуальное; - многовариантное … _________________________________________ -
-
Рефлексия
Какие идеи были важными? Как можно использовать полученные на занятии знания и материалы? Что было наиболее сложным (трудным)? Какие вопросы остались после проведения занятия? Что вызывает сомнения или возражения?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.