Содержание
-
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
«Маленький ребенок – это великое чудо, это вечная загадка, это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно». Подготовил воспитатель: Кукузова Е.С. МАДОУ «Малиновский д/с»
-
Определение среды
С точки зрения психологии: среда-это условие, процесс и результат саморазвития личности; С точки зрения педагогики: среда-это условие жизнедеятельности ребёнка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внешнюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.
-
Функции развивающей среды
Информационная –каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая - среда развивает тогда, когда вызывает интерес, подвигает к действию, исследованию. Развивающая-требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, обеспечивающих преемственность развития деятельности от простых форм к более сложным.
-
Компоненты развивающей среды
Социальный компонент. На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды: Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями Преобладающее позитивное настроение; Авторитетность руководителей; Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; Сплоченность; Продуктивность взаимоотношений.
-
2. Пространственно-предметный компонент
В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»: Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты; Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
-
Психодидактический компонент
Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития
-
Основные принципы построения развивающей среды
1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза») использование разновысокой мебели ( горки, подиумы, уголки).
-
2 Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды
Использование : больших модульных наборов; центров песка и воды; мастерских; инструментовдля уборки, использование стен. Использование игрового спортивного оборудования, игровых столов сложной конфигурации, мебель – трансформер, вертикальных разделителей, кукольного театра, костюмерной, игрушек – заменителей.
-
4 Принцип комплексирования и гибкого зонирования-реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, место отдыха, место уединения.
-
5.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды.
Использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика, элементов образного декора.
-
6. Принцип «половых и возрастных» различий,
Создание специализированных игровых зон.
-
7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру
Реализуется в выборе: темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени.
-
8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития»
Содержать предметы и материалы известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы.
-
Характеристик детского сообщества
Разработка предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава групп, должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества: психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т.д.); количественного соотношения мальчиков и девочек (например 50:50; 90:10); социальных условий жизни детей в семьях и типов семей; окружающей социальной практики (город, поселок, село)
-
Локальные игровые пространства («зоны»)
Сочетание по направленности детской деятельности.
-
Основные виды деятельности ребенка
игровая; продуктивная; познавательско - исследовательская; двигательная.
-
Принципы оснащения дошкольного учреждения
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду; Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности; Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию; Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности.
-
Критерии отбора игровых материалов и оборудования
Основным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность: провоцировать ребенка на агрессивное действие; вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным); провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
-
Педагогическая ценность игрушки
остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень); многовариативность; обобщенность; открытость (возможность придумывать новые задания); полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры); дидактические свойства; разнообразие по уровню сложности; возможность применения группой детей; использование различных фактур; методические рекомендации.
-
Материальная база
Включает следующие разделы: I. Оборудование помещений для создания развивающей среды II. Игровые средства и оборудование по основным видам деятельности направлениям развития ребенка: оборудование для развития общих движений; игровые средства для развития мелкой моторики; игровые средства для развития сенсорного восприятия; игровые средства для развития мышления; игровые средства для развития речи и языка; игровые средства для ознакомления с окружающим миром; игровые средства для социально-эмоционального развития; игровые средства и материалы для творческого развития; игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.