Содержание
-
«Проблемы нормы и патологии в психическом развитии ребёнка»Выполнила: Захарова С.Н.
-
Актуальность исследования: в настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нормы и патологии психического развития детей дошкольного возраста, своевременное и полноценное выявление патологии в развитии личности в дошкольном возрасте является основным условием нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.Объект исследования – проблемы, нормы и патологии в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста.
Цель исследования– определение проблемы, нормы и патологии в психическом развитии ребёнка на примере дошкольного образовательного учреждения № 2 «Звёздочка» г. Калининска. Предмет исследования – особенности организации работы по выявлению детей дошкольного возраста с патологиями в развитии. Гипотеза исследования – процесс выявления детей дошкольного возраста с патологиями в развитии будет эффективным в том случае, если: но представляет собой поэтапный процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий целостное воздействие на ребёнка.
-
Структурно данная итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. В первой главе «Характеристика нормы и патологии в психическом развитии дошкольников» обосновываются теоретические положения, составляющие исходные позиции автора, раскрываются сущностные характеристики проблемы, нормы и патологии развития дошкольников, а также рассматривается психологический аспект проблемы аномального развития детей дошкольного возраста. Во второй главе «Эмпирическое исследование гиперактивности детей дошкольного возраста» проводится анализ психологических методов и методик, направленных на выявление гиперактивных детей на примере дошкольного образовательного учреждения № 2 «Звёздочка» г. Калининска, разрабатываются пути помощи гиперактивным детям дошкольного возраста. В заключении излагаются основные выводы работы и перспективные направления дальнейших исследований проблемы нормы и патологии психического развития детей дошкольного возраста на примере дошкольного образовательного учреждения № 2 «Звёздочка» г. Калининска.
-
Дошкольное детство – это совершенно особенный период развития ребёнка, именно он является периодом фактического складывания психологических механизмов личности.
Основные новообразования дошкольного возраста: 1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. 2. Возникновение первичных этических инстанций и на их основе - моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребёнка к другим людям. 3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми. 4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребёнка к себе и своим возможностям.
-
Норма - это такое состояние системы, которое характеризует её как среднее между избытком и недостатком, аномалия представляет собой такое отклонение от этой величины, которое способно нарушить баланс, но не переходящее границы патологии, патология - крайняя противоположность нормы, которая может характеризоваться как некое вырождение.
Проблема нормы и её вариантов: одна из самых сложных в современной психологической науке. Проблема нормы включает в себя такие вопросы, как: норма реакции (моторной, сенсорной); норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.); норма регуляции; эмоциональная норма; - норма личности и т.д. Процесс обучения аномальных детей дошкольного возраста опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Задача обучения - постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития. Коррекция и компенсация аномального развития ребёнка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, помня, что принцип и психологический механизм воспитания здесь те же, что и у нормального ребёнка.
-
Гиперактивность (синдром дефицита внимания) – это нарушения поведения у детей дошкольного возраста. Не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен специалистами, по результатам специальной диагностики и наблюдением за ребёнком.
Причины возникновения гиперактивности: 1. Повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов; 2.Генетические факторы; 3. Негативное действие внутрисемейных отношений.
-
Методы и методики, используемые для выделения гиперактивных детей:
Анкетный опрос воспитателей и родителей. «Перцептивное моделирование» (В.В. Холмовская). «Схематизация» (Р.И. Бардина). «Учебная деятельность» (Л.И. Цеханская). «Корректурная проба». Сочетание двух таких методов как анкетирование взрослых (воспитателей и родителей), с одной стороны, и диагностических методик, выявляющих особенности не только внимания гиперактивных дошкольников, но дающих возможность судить об уровне развития наглядно-образного мышления и о степени сформированности предпосылок учебной деятельности даёт возможность поставить диагноз гиперактивности.
-
Приёмы «вхождения» гиперактивных детей в группу сверстников:
- использование данных работы А.А. Рояк; - опора на эмоциональную оценку детьми гиперактивных сверстников; - упражнения, четверостишия, на основании которых дети усваивали бы привычку делать всё достойно, благоразумно; - просвещение и обучение родителей и воспитателей, как лучше взаимодействовать с гиперактивным ребёнком.
-
Цикл занятий, направленный на вхождение гиперактивных детей в группу:
1. Беседы на темы: «Кого мы называем добрым». С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе вырабатываются правила того, как развить в себе эти качества. 2. Игры-упражнения «Варежки». Каждому ребёнку даётся вырезанная из бумаги варежка, каждая имеет свою форму и узор, одинаковых половинок – две, они образуют пару. Задача детей - найти свою пару. 3. Игры-упражнения «Поводырь». Выполняется в парах, образованных после предыдущего упражнения. Сначала ведущий водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями. 4. Заучивание одной из вежливых фраз: - «Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь, Здравствуйте»; - «Зазеленеет старый пень, когда услышит: «Добрый день»; - «Если больше есть не в силах, скажем маме мы: «Спасибо»; - «Обидев друга шалостью, говорим: «Прости, пожалуйста»; - «Растает даже ледяная глыба от слова теплого «Спасибо»; - «И в России, и в Польше, и в Дании на прощание говорят: «До свидания»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.