Презентация на тему "ФГТ к реализации общеобразовательной программы "От рождения до школы""

Презентация: ФГТ к реализации общеобразовательной программы "От рождения до школы"
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "ФГТ к реализации общеобразовательной программы "От рождения до школы"" по педагогике. Состоит из 35 слайдов. Размер файла 0.22 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: ФГТ к реализации общеобразовательной программы "От рождения до школы"
    Слайд 1

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Отличия дошкольного образования от общего образования (в школе) Но в ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» 2

  • Слайд 3

    Интегративные качества (а не ЗУН), которые ребёнок может приобрестив результате освоения программы 3

  • Слайд 4

    4

  • Слайд 5

    Структура содержания дошкольного образования 5

  • Слайд 6

    Модели соотношения инвариантной и вариативной частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования Инвариантная часть – обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом ДОУ, имеющем государственную аккредитацию. Это базис дошкольного образования, обеспечивающий полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования РФ. Вариативная часть – формируется участниками образовательного процесса, отражает специфику климатических, национальных, социально-экономических и других условий, видовое разнообразие дошкольного образования. 6

  • Слайд 7

    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется в 2-х основных моделях организации образовательного процесса. В Проекте отражен объем образовательной нагрузки в инвариантной и вариативных частях. Совместная деятельность взрослого и детей, Свободная самостоятельная деятельность детей Учебная деятельность возможна при осуществлении образовательного процесса с детьми 6 – 7 лет. Инвариантная (обязательная) часть – 80% Вариативная часть – 20% 7

  • Слайд 8

    В ФГТ игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности для детей Выделено 10 образовательных областей: Физическая культура Познание Музыка Труд Чтение художественной литературы Коммуникация Безопасность Здоровье Художественное творчество Социализация Каждая образовательная область основана на какой-либо детской деятельности и направлена на её развитие 8

  • Слайд 9

    Нетрадиционные области «Безопасность» – 15-20 лет реализуется в детском саду, но через парциальные программы, как дополнение к базисным. «Художественное творчество» - интегрирует традиционные области – лепка, рисование, аппликация, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству «Коммуникация» 9

  • Слайд 10

    Образовательная областьКоммуникация «Коммуникация» – не только традиционное «Развитие речи». Цели: развитие общения, развитие речевого общения. Цель работы по развитию речи в ДОУ? Формирование устной речи; Формирование навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. В образовательной области «Коммуникация» цель несколько иная (смещены акценты): Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; Практическое овладение воспитанниками нормами речи. 10

  • Слайд 11

    Первое основание – деятельностный подход К деятельностному подходу не относятся 2 образовательные области: «Здоровье» «Безопасность» «Здоровье» не является вполне образовательной. У детей формируются: Культурно-гигиенические навыки, Начальные представления о здоровом образе жизни. Но главное – решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. «Безопасность» Это обусловлено следующим: Социальным заказом семьи, общества, государства; Возрастными особенностями детей дошкольного возраста: Ребёнок очень доверчиво относится к окружающему миру; Свойственно ощущение безопасности в общении с незнакомыми людьми, в опасных ситуациях (в быту, в природе, на улице); Безопасность ребёнка-дошкольника зависит от взрослого, а это снижает уровень осознанности собственных действий. 11

  • Слайд 12

    Второе основание – выделение в каждой образовательной области специфических задач психолого-педагогической работы Итак, образовательная область включает в себя: Специфические задачи Вид детской деятельности Для чего они выделены? чтобы упорядочить образовательный процесс в современном вариативном дошкольном учреждении; обеспечить права каждого ребёнка, какое бы ДОУ РФ он ни посещал; получение равноценного дошкольного образования. 12

  • Слайд 13

    Как области взаимосвязаны между собой? Традиционный способ – предметный принцип (предметный центризм) построение образовательного процесса (используется в настоящее время). Он характеризуется как «учебная модель» дошкольного образования. Это большой недостаток современного дошкольного образования (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, Е.Е.Кравцова, В.Т.Кудрявцев, А.В.Петровский, Ю.Н.Рюмина, Р.Б.Стеркина и др.). 2. Интеграции образовательных областей. Он представляет альтернативу первому. Итак, основной принцип взаимосвязи образовательных областей – интеграцииобразовательных областей. Он представляет альтернативу предметному принципу. 13

  • Слайд 14

    ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования установлены принципы: комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании; интеграции образовательных областей; принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовскому); сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости. Принцип интеграции образовательных областей. Интеграция содержания дошкольного образования – есть состояние связанности. Взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. 14

  • Слайд 15

    Этот принцип имеет психологическую основу. Её составляют возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста: Поведение и деятельность дошкольника целостно, недостаточно дифференцированно; Восприятие целого раньше частей; «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать интегральный образ действительности на уровне воображения» (об этом говорят Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Т.В.Кудрявцев); (Наглядно-действенное мышление – наглядно-образное мышление – теоретическое логическое мышление. Механизм интериоризации: практические действия – план образов и представлений – понятия). Ведущий вид мышления в дошкольном возрасте - наглядно-образное. Важная задача психолого-педагогической работы – формирование целостной картины мира. Поэтому способы её формирования должны опираться на возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста: не разделение процесса формирования, а взаимодействие образовательных областей. 15

  • Слайд 16

    В настоящее время в массовой практике дошкольного образования используются три основных принципа построения образовательного процесса: учебный; предметно-средовой; комплексно-тематический В нормативных документах, в ФГТ названы основные формы организации образовательного процесса: совместная деятельность взрослого с детьми, самостоятельная деятельность ребенка. Определение самостоятельной деятельности: «Самостоятельная деятельность – это свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально». Главная сущностная характеристика здесь – это создание предметно-развивающей среды. 16

  • Слайд 17

    Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. В Программе «От рождения до школы» предусматривается выделение: микро и макросреды и их составляющих. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Макросреда – это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк). Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. 17

  • Слайд 18

    Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса: Этому принципу предшествовали: тематический принцип, работа «по организующим моментам» (разновидность тематического принципа). Было введено планирование всей деятельности детей Главная задача нового планирования была: сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью, постановка цели, которая бы захватила всех детей на длительный срок (подготовка к празднику, оборудовать участок и пр.) Внимание, память ребенка – это его интерес. Ребёнок способен усваивать программу, если: она станет его собственной программой, станет для него интересной и значимой В этом заключается суть реактивно-спонтанного типа обучения дошкольников (по Л.С.Выготскому). Условия реализации комплексно-тематического принципа: необходима взаимосвязь с принципом интеграции: содержания дошкольного образования, организационных форм и различных видов детской деятельности; темы должны быть социально значимыми для семьи, общества, вызывать личных интерес детей. 18

  • Слайд 19

    Каждому виду деятельности: игровая; коммуникативная; двигательная; продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы. соответствуют определенныеформы работы с детьми. 19

  • Слайд 20
  • Слайд 21

    В работе с детьми младшего дошкольного возраста: используются преимущественно: игровые, сюжетные, интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера. 21

  • Слайд 22

    Планирование образовательного процесса в рамках ФГТ: Планирование – главная функция управления процессом реализации основной образовательной программы (наряду с педагогическим анализом, организацией, контролем, регулированием и коррекцией). 22

  • Слайд 23

    Структура планирования в рамках ФГТ 23

  • Слайд 24

    Учебный блок не должен присутствовать в практике дошкольного образования. Но процесс обучения не отменяется. Обучение – главная составляющая дошкольного образования (наряду с воспитанием и развитием). Важно, что вкладывать в понятие «обучение». Проблема соотношения процессов обучения и развития. В.В.Давыдов в статье «О понятии развивающего обучения» рассматривает несколько точек зрения на проблему: 24

  • Слайд 25

    Как трактуется тезис Л.С.Выготского: правильно организованное обучение ведет за собой развитие? Обучение создает зоны ближайшего развития, т.е. те внутренние процессы развития, которые сейчас возможны только в сфере взаимоотношений ребенка, в первую очередь, со взрослым, но продлевая внутренний ход развития. Через некоторое время они становятся внутренним достоянием самого ребёнка; Обучение не есть развитие, но правильно организованное оно ведет за собой развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Л.С.Выготский говорит не об обучении вообще, а о правильно организованном обучении. Каким должно быть правильно организованное обучение? 25

  • Слайд 26

    Обучение и воспитание – всеобщие и необходимые формы психического развития человека; Благодаря им человек присваивает ценности материальной и духовной культуры; Это осуществляется в ходе собственной деятельности; Процессы обучения и воспитания человека сами протекают внутри его собственной личной деятельности; На основе формирования конкретных видов деятельности у человека возникают и развиваются определённые психологические новообразования. Процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы (включены в деятельность). Таким образом, между обучением и психическим развитием человека стоит его деятельность. В ФГТ выделяются виды деятельности, которые можно считать приемлемыми формами практики для ребёнка дошкольного возраста: Игровая; Коммуникативная; Двигательная; Продуктивная; Познавательно-исследовательская; Трудовая; Музыкально-художественная; Чтение (восприятие) художественной литературы. Специфика дошкольного образования – процесс обучения является процессом усвоения в других видах деятельности. 26

  • Слайд 27

    Форма календарного планирования для воспитателя. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса на основе проектной деятельности взрослых и детей (реализация тематических проектов). Планирование воспитательно-образовательной работы Группа ____________________________________________________________________________________________ Тема проекта ____________________________________________________________________________________________ Цель проекта ____________________________________________________________________________________________ Название итогового мероприятия (события, праздника и др.) ___________________________________________________ Форма итогового мероприятия (праздник, конкурс, выставка, коллаж, акция и др.) __________________________________ Дата проведения итогового мероприятия ____________________________________________________________________ ФИО воспитателя, ответственного за итоговое мероприятие_____________________________________________________ Дата ___________________________________________________________________________________________________ 27

  • Слайд 28

    Один из вариантов календарного планирования в группе: 28

  • Слайд 29

    29

  • Слайд 30

    Итоговые результаты освоения Программы Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка. 30

  • Слайд 31

    31

  • Слайд 32

    Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы Мониторинг детского развития проводится два раза в год: в октябре-ноябре в марте-апреле. В проведении мониторинга участвуют: педагоги, психологи, медицинские работники. Основная задача мониторинга – определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребёнка. При организации мониторинга учитывается положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса, мониторинг детского развития. 32

  • Слайд 33

    33 Мониторинг усвоения образовательной программы Мониторинг образовательного процесса Мониторинг детского развития (мониторинг интегративных качеств) Проводят педагоги, занимающиеся с детьми: воспитатели, специалисты Проводит психолог, педагоги, медицинский работник Цель: оценка степени продвижения в образовательном процессе Цель: выявление индивидуальных особенностей развития ребёнка и определение (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута Методы мониторинга Методы мониторинга Наблюдение за ребёнком Анализ продуктов детской деятельности Специальные педагогические пробы наблюдение за ребёнком диагностические методики тестовые задания Индивидуальная картаразвития ребёнка

  • Слайд 34

    34 мониторинг детского развития оценка физического развития ребёнка, состояние его здоровья развитие общих способностей диагностика познавательных способностей диагностика перцептивного развития диагностика интеллектуального развития диагностика творческих способностей педагог-психолог медицинский работник, инструктор по ФИЗО диагностика коммуникативных способностей диагностика регуляторных способностей понимание высказывания другого человека умение выражать своё отношение к происходящему диагностика межличностных отношений диагностика эмоциональной и произвольной регуляции умение планировать свои действия и деятельность умение распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог воспитатель, педагог-психолог

  • Слайд 35

    35 ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ: Пособиедля педагогов дошкольныхобщеобразовательных учреждений ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙК СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Комментарии и разъяснения) Москва, 2010 год

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке