Содержание
-
Логопедический проект «Развитие языковых способностей детей с ОНР»
Оксана Леонидовна Зененкова Учитель-логопед МБДОУ д/с № 8 Г. Вязьма
-
Тип проекта: практико-ориентированный По срокам реализации: долгосрочный По целевой установке: коррекционно-развивающий Участники проекта: Учитель-логопед воспитатели Воспитанники старших и подготовительных групп
-
Продукт проекта: система коррекции общего недоразвития речи воспитанников с опорой на развитие языковых способностей.
Новизна проекта: предложен новый подход к преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с опорой на развитие языковой способности на основе технологии Н.В.Микляевой определены педагогические условия, цели, задачи и содержание коррекционно-логопедической работы по развитию языковой способности у детей с общим недоразвитием речи внедрение новой формы организации организованной образовательной деятельности – «лингвистическая лаборатория».
-
Практическая значимость:
Предложена эффективная методика практической коррекционно-развивающей работы, построенная на основе развития языковой способности, как комплексной способности (на основе языковой, коммуникативной, интеллектуальной и других способностей) по технологии Н.В.Микляевой Систематизирован дидактический, игровой и наглядный материал, позволяющий формировать познавательные, коммуникативные и другие ориентировки у дошкольников с ОНР и способствующий переносу усвоенных ориентировок на языковой материал в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми. Апробирована новая форма организации непосредственно образовательной деятельности – «лингвистическая лаборатория».
-
Цель:повысить качество коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в процессе развития их языковых способностей
Основные задачи 1. Изучить основные подходы к пониманию языковой способности в различных отраслях научных знаний, онтогенез языковой способности нормально развивающихся дошкольников и детей с ОНР 3 уровня. 2. Создать условия для развития языковых способностей детей с ОНР: - провести диагностику дошкольников с ОНР с целью выявления особенностей развития языковых способностей; - выявить педагогические условия эффективного развития языковых способностей; - выделить и обосновать комплекс методов и приемов развития языковых способностей; - разработать комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий в процессе коррекционо-логопедической работы скоррегировать специфические для детей с ОНР проявления языковой способности через развитие комплексных познавательно-языковых, коммуникативно-языковых и др. ориентировок, перенос данных ориентировок на языковой материал и их систематизацию. 3. Определить эффективность данного проекта.
-
Ожидаемый результат:
Внедрен новый подход к коррекции ОНР у дошкольников с опорой на развитие языковых способностей по технологии Н.В.Микляевой Определены педагогические условия, цели и задачи, содержание коррекционно-логопедической работы по развитию языковых способностей старших дошкольников с ОНР 3 уровня по технологии Н.В.Микляевой Предложена методика коррекционно-логопедической работы, построенная на основе формирования универсальных ориентировок в разных видах деятельности и развития языковой способности как комплексной способности (на основе интеллектуальной, коммуникативной и других способностей) Выпуск методического пособия для учителей-логопедов и педагогов ДОУ по внедрению технологии Н.В.Микляевой в коррекционно-развивающую деятельность с воспитанниками с ОНР. Систематизирован дидактический, игровой и наглядный материал, позволяющий активно формировать познавательные, коммуникативные и другие ориентировки у дошкольников с ОНР 3 уровня и способствующий переносу усвоенных ориентировок на языковой материал в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми.
-
Целевые ориентиры:1 год обучения (старшая группа)
воспитанник: Имеет представления и различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Имеет опыт языкового обобщения и противопоставления. Владеет элементарными навыками звукового анализа и синтеза (на уровне звуков, слогов, слов из 3 звуков) Словарный запас существительных, глаголов, прилагательных приближен к возрастной норме Заметно уменьшено количество аграмматизмов: пользуется простыми предлогами; частично сформированы навыки словообразования и словоизменения Пользуется в речи простым распространенным предложением, правильно согласовывая слова внутри фразы Составляет короткие рассказы по картине и серии картин с опорой на схему, план Включается в общение и выполняет простейшую словесную инструкцию Имеет начальные ориентировки на уровне текста Пользуется символами – заместителями, условными обозначениями (при составлении простейшей схемы предложения, звуковой схемы слова), имеет начальные навыки знаково-символической деятельности на уровне языковых и интеллектуальных ориентировок выделяет свойства и признаки предметов, классифицирует по одному признаку.
-
2 год обучения (подготовительная группа)
воспитанник: Дифференцирует звуковой состав речи имеет сформированные навыки правильного произношения звуков русского языка обладает достаточным словарным запасом, в речи присутствуют антонимы, слова с обобщающим значением различает слова-предметы, слова-признаки, слова-действия строит простые и сложные предложения разных видов, составляет схемы предложений сформированы навыки словообразования и словоизменения самостоятельно составляет рассказы по картине и серии картин, из собственного опыта пересказывает с опорой на план, схему выполняет простые действия по схематизации и моделированию, имеет навыки знаково-символической деятельности на уровне языковых и интеллектуальных ориентировок выделяет свойства предметов, классифицирует их по разным признакам объясняет значение несуществующих в русском языке слов, опираясь на звуковые ассоциации и синтаксическую функцию слова
-
Проект базируется на следующих принципах:
Принцип максимальной личностной направленности коррекционно- развивающего воздействия. Онтогенетический принцип в обучении языку. Ориентация на формирование мотивации к коммуникативной и познавательной деятельности, на основе которых развертывается речевая деятельность. Принцип предметно-практической направленности процессов воспитания и обучения. Принцип формирования и коррекции речевого дефекта на основе установления взаимосвязи между фонетическим, лексическим и грамматическим компонентами языка. Формирование «чувства слова» и опора на него в речевой деятельности детей.
-
Механизм реализации проекта
Организационное обеспечение: формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психологической, коррекционно-развивающей базы. приобретение необходимой литературы, методических пособий по вопросам коррекции речи и развитию языковых способностей старших дошкольников.
-
Методическое обеспечение: Организация консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) по вопросам коррекции речевых нарушений и развитию языковых способностей старших дошкольников Мониторинг хода реализации проекта Проведение обучающих семинаров, практикумов по вопросам коррекции речевых нарушений и развитию языковых способностей старших дошкольников Разработка и реализация методических рекомендаций по вопросам коррекции речевых нарушений и развитию языковых способностей старших дошкольников Внедрение в практику новых форм организации ООД
-
Психолого-педагогическое обеспечение: Организация сопровождения воспитанников с ОНР Разработка методических рекомендаций по вопросам взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Проведение мониторинга качества усвоения воспитанниками общеобразовательной и коррекционной программ. Организация и проведение Родительского клуба «Рука об руку» по вопросам коррекции речевых нарушений и развитию языковых способностей старших дошкольников. Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками с ОНР 3 уровня. Организация и проведение итоговых интегрированных мероприятий с воспитанниками с ОНР 3 уровня
-
Средства контроля и достоверности результатов
Отличительной особенностью данной диагностики является предварительная установка для ребенка отвечать по образцу или по аналогии с образцом педагога. Перед предъявлением каждой методики взрослый предлагает 2-3 обучающих задания, результаты которых не учитываются при подсчете результатов. Это обеспечивает возникновение языковой ориентировки, т.е. ориентировки на предъявляемый речевой материал и на уровень требований взрослого. Если после обучающих заданий ребенок не дает адекватного ответа (словом, действием, жестом), то его ориентировка обозначается как ситуативная. Для детей старшего дошкольного возраста: речевая инструкция представляет собой простое распространенное или сложное предложение, предъявляется с опорой на картинки для уточнения понимания задаются уточняющие вопросы (в крайних случаях ребенка привлекают к наблюдению за тем, как отвечает на вопросы сверстник) текстовый материал предъявляется целиком; речевой материал, которым должен оперировать ребенок, состоит из 4-5 слов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.