Содержание
-
автор: Короткова Зоя Антоновна, воспитатель МДОУ № 58 г. Мытищи МО. Рабочая программаХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРАстарший дошкольный возраст pptcloud.ru
-
Короткова Зоя Антоновка Педагогический стаж – 42 года; Окончила Красноярское педагогическое училище; Успешно проходила аттестацию на высшую категорию в 2001 и в 2006 гг.; Активно работает над проблемами: художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами фольклора; нравственное воспитание детей в семье; приобщение детей дошкольного возраста к культуре родного края. Об авторе
-
«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» Р.М. Чумичева, доктор пед. наук. «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культуры. В них через знания, опыт предков отражаются окружающий мир и законы бытия. Всё наше народное творчество можно назвать сборником мудрости с примерно следующим названием «Как идти по жизни к успеху, совершая меньше ошибок, помогая себе и окружающим». А. Антонов
-
Одним из основных направлений обеспечения разностороннего личностного развития детей дошкольного возраста является решение задач художественно-эстетического воспитания. Эффективным средством достижения целей эстетического воспитания выступает русское народное творчество. Фольклор, как способ отражения и осмысления мира, имеет огромный воспитательно-развивающий потенциал. Русский народ создал уникальную изустную литературу, формы празднований народных календарных праздников, песни, хороводы, народные игры, декоративно-прикладное искусство. Произведения русского фольклора понятны и очень интересны детям. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации. В работе с детьми с нарушениями речи устное народное творчество нужно для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи, фольклор - незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь? На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаменима в коррекционной работе. Мы можем взять ее в помощники в овладении детьми родным языком. Фольклор поможет развить фонематический слух. Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки. Нравственные заповеди лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки. Народное творчество дает возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове. Актуальность
-
Дополнительные занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей с нарушениями речи средствами фольклора проводятся: 1 раз в неделю; Всего - 34 занятия; Длительность занятий – 30 минут. «КаРуСеЛь» Кружок
-
Программа воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой; Авторская образовательная программа О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; Методическое пособие М.Б. Зацепиной и Т.В. Антоновой «Народные праздники в детском саду». Теоретическая основа
-
Цель - создание условий для эффективного художественно-эстетического развития и самореализации личности дошкольников с нарушением речи через расширение представлений о народном творчестве. Цель и задачи программы Задачи по национально-региональному компоненту: Формировать представление о роли и месте народного искусства Подмосковья в системе русского фольклора; Воспитывать интерес к искусству родного края. Задачи: Обогащать знания детей о содержательном, жанровом и видовом разнообразии фольклора; Обогащать знания и формировать представления о народных календарно-обрядовых праздниках; Формировать художественно-эстетические умения декоративно-прикладного рисования, народных музыкально-ритмических движений, игры на народных инструментах; Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках; Развивать речь; Прививать любовь и бережное отношение к произведениям народного творчества.
-
организации дополнительных (кружковых) занятий
Беседа; Экскурсия; Игра-путешествие; Художественная мастерская; Народный праздник. Формы
-
Принцип содержательного и жанрового многообразия фольклора обеспечивается по разделам:
«Художественное слово» - используются русские народные сказки, обрядовая поэзия (заклички, колядки и др.), малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, считалки и т.п.), происходит знакомство с народными праздниками. «Изобразительная деятельность» - рассматриваются величайшие образцы народной живописи и русской народной игрушки. «Музыкальное воспитание» - разучиваются народные песни и хороводы, происходит знакомство с русскими народными инструментами. «Физическое воспитание» - обеспечение физической активности детей осуществляется через народные подвижные игры. межпредметными связями
-
РАЗДЕЛ 1. Фольклор как отражение жизни народа. Многообразие русского народного творчества. РАЗДЕЛ 2. Народный месяцеслов. Фольклорные календарно-обрядовые праздники. РАЗДЕЛ 3. Устное народное творчество. РАЗДЕЛ 4. Изобразительное народное творчество. РАЗДЕЛ 5. Музыкальное народное творчество. Разделы программы
-
Фольклор как отражение жизни народа. Многообразие русского народного творчества.
Прошлое родного края. Посещение экспозиций городского музея. Из истории названия города. Наименования ремесел, которыми занимались предки. Герои-земляки. История возникновения русского народного творчества. Многообразие фольклора. Виды и жанры. Русская народная сказка. Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, считалки и др.). Обрядовая поэзия (заклички, колядки и др.). Декоративно-прикладное искусство. Русская игрушка. Музыкальное народное творчество и подвижные игры. РАЗДЕЛ 1
-
Народный месяцеслов. Фольклорные календарно-обрядовые праздники
Народный месяцеслов и связь с явлениями природы и видами человеческой деятельности. Особенности и приметы сентября. Уборка урожая. Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. Традиционный осенний праздник «Веселая ярмарка». Встреча Нового года, рождественские праздники и святочные гадания. Масленица и ее празднование на Руси. Как наши предки встречали, «закликали» весну. Традиции народно-церковного праздника Пасха. Особенности чествования «русского дерева» - березоньки. РАЗДЕЛ 2
-
Устное народное творчество
Разучивание ярмарочных закличек. Ноябрь – последний месяц осени, беседа о праздниках «Синичкин день» и «Кузьминки». Рассказ об истории празднования Нового года. Разучивание новогодних и рождественских колядок. Зима - не лето, в шубу одето - беседа о характерных особенностях зимы, народных зимних приметах. Славная летопись подвигов русских богатырей. Народный юмор - докучные сказки, скороговорки, дразнилки. Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. Знакомство со сказкой «Семь Симеонов», пословицы о труде и мастерстве, загадки об орудиях труда. РАЗДЕЛ 3
-
Традиции хохломской росписи – «Кудрина», «Травка», цветовое решение мастеров, кухонная утварь, расписанная в хохломском стиле. Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Народные песни, воспевающие русскую тройку. Традиции росписи дымковской игрушки. Гжельский художественный промысел - используемые авторами цвета, предметы обихода, выполненные под «гжель». Зимние узоры вологодских кружев – особенности творчества вологодских кружевниц. Из истории народного костюма – кто такой портной, как окрашивали в старину ткани, виды народной одежды, цветовые предпочтения в одежде в разных регионах России и в Подмосковье. Лепка из глины и соленого теста жаворонков с последующим расписыванием в разных стилях для использования на празднике встречи весны. История и образцы русской матрешки. Изготовление атрибутов для украшения русской березки - гирлянды, фонарики, бантики, бумажные цветы, подарочные коробочки. РАЗДЕЛ 4 Изобразительное народное творчество
-
Музыкальное народное творчество
Знакомство с традиционными народными инструментами, которыми сопровождаются осенние посиделки и ярмарки – дудочки, трещотки, бубны. Русская балалайка. Инсценирование народной песни «Две тетери». Разучивание песни «Уж ты, Зимушка-Сударушка!», народная игра «Как на горке снег, снег!». Русский хоровод «Ой, бежит ручьем вода». Весенне-летние игры-ловишки - «Салки и пятнашки», «Салки с домом», «Круговые салки», «Заря-Заряница». РАЗДЕЛ 5
-
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ
-
Фотогалерея
-
1. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986. 2. Аникин В.П. К мудрости ступенька, о русских песнях, сказках, пословицах, загадках. М., 1982. 3. Абрамов В., Поварова Л.С. На досуге // Сборник игр и развлечений. — Куйбышев, 1956. 4. Агамова Н.С., Морозов И. А., Слепцова И.С. Народные игры для детей. Организация, методика, репертуар. — М., 1995. 5. Аникин В.П. Детский фольклор. — Л., 1983. 6. Антакольский А. Когда приходит Новый год? — М., 1983. 7. Былины / Пересказ И. П. Колпаковой. Л., 1973. 8. Василенко В.М. Народное искусство. М., 1974. 9. Водят дети хоровод. Музыкальные игры и песни для детей дошк. возраста. /М. Медведева, В.Рыжкова.-М., 1988. 10. Гомзяк О.С. Говори правильно в 6-7 лет (конспекты занятий). 11. Денынин А. И. Русская народная игрушка. М., 1929. 12.Динцес Л.А. Русская глиняная игрушка: Происхождение, пути исторического развития. М.— Л., 1986. 13. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры: В 5 вып. / Г. Науменко. М., 1977-1988. 14. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. М., 1969. 15. На Буяне, славном острове: Сб. русского фольклора / Обработ. Н. Колпаковой. Л., 1976. 16. Некрылова А. Ф. Круглый год (Русский земледельческий календарь). М., 1991. 17. Розова Л. К. Дымковская игрушка. М., 1972. 18. Русские народные сказки/Сост. А. Нечаев, Н. Рыбако, 1956. 19. Русские пословицы и поговорки. М., 1988. 20. Тарановская Н.В. Русская деревянная игрушка. Л. 21. Тарабурина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль, 1996. 22. Темарин СМ. Русское прикладное искусство: Очерки. М. 23.Тридцать три пирога: Игры, считалки, скороговорки, М. Булатов. М., 1988. Украшения крестьянских домов и одежды // Историко-этнографический атлас. М., 1970. Литература
-
Рабочая программа по художественно-эстетическому воспитанию детей с нарушениями речи средствами фольклора в рамках кружковых занятий направлена на активное приобщение детей к культурному наследию прошлого и богатству русского слова народа; основываясь на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности к наследию прошлого, решает актуальные проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников и способствует их эффективному речевому развитию. Заключение
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.